Внимание! Оценочный материал ЗДЕСЬ
Методика оценки.
Классы ESQC Picnic (Пикник) и ESQC Party (Вечеринка).
Двигатель транспортного средства во время оценки может быть заведен или заглушен в соответствии с пожеланиями участника. Во время оценки могут быть открыты любые двери и(или) крышка багажного отсека. Расстояние для прослушивания тестового материала выбирается участником в рамках ограничений для каждого класса.
Возможность управления системой с места прослушивания.
- Поощряется начислением 1 бонусного балла.
Баллы за расстояние до точки прослушивания.
- За каждый метр расстояния до точки прослушивания сверх минимального, предусмотренного для классов Пикник, участнику начисляется 1 дополнительный балл (всего не более 5 баллов).
- За каждые два метра расстояния до точки прослушивания сверх минимального, предусмотренного для класса Вечеринка, участнику начисляется 1 дополнительный балл (всего не более 5 баллов).
Оценка осуществляется двумя арбитрами одновременно из положения стоя или сидя, по выбору участника исходя из возможности более полно раскрыть положительные стороны звучания аудиосистемы.
Управление аудиосистемой (регулировка громкости, переключение дорожек) осуществляется участником. Участник во время процедуры оценки обязан находиться рядом с автомобилем, либо при наличии возможности, рядом с местом прослушивания, но не вмешиваясь, при этом, в работу арбитров.
Оценка качества звучания осуществляется путем прослушивания уникального тестового материала ESQC. Для оценки Удовольствия от прослушивания Участник использует бонусную дорожку по своему выбору, подчеркивающую, на его взгляд, достоинства звучания аудиосистемы. Каждой дорожке соответствует один или несколько оценочных пунктов. Для каждого пункта в протоколе по умолчанию выставлена максимальная оценка (за исключением пункта оценки громкости). За каждый выявленный недочет или ошибку Арбитр отнимает от максимальной оценки количество баллов, предусмотренное Правилами для каждого конкретного случая. Все сомнения и/или противоречия трактуются в пользу Участника.
Особая методика оценки класса Дуэли
Порядок выступления участников определяется путем жеребьевки. По ее итогам каждый Участник получает порядковый номер. Дуэли производятся по парам на выбывание. Первые два участника поочередно воспроизводят музыкальный материал (одна дорожка) на свое усмотрение. Воспроизведение может сопровождаться видеорядом, световыми эффектами, танцевальной поддержкой, другими элементами шоу. Жюри назначается Организатором из числа зрителей и(или) Участников в количестве не более пяти человек. Члены Жюри оценивают общее удовольствие от выступления (выбор композиции, звучание системы, визуальные решения) по 10 бальной шкале. Прослушивание осуществляется на том же расстоянии, на котором автомобиль Участника оценивался в его основном классе (Пикник или Вечеринка). Оценки суммируются. Участник, набравший большее число баллов, остается на площадке. Проигравший освобождает место для Участника со следующим порядковым номером. Победителем объявляется тот, кто останется на площадке по окончании последнего раунда. В ходе дуэлей Участники могут использовать разный музыкальный материал и элементы шоу в каждом раунде. Используемые композиции не должны нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Трек 15. Способность достичь уровня 88 дБС
Оценка начинается с установки уровня громкости. Для оценки аудиосистем предусмотрена минимально возможная громкость воспроизведения тестового материала в точке прослушивания 88 дБС.
Арбитр производит измерение, а Участник выставляет громкость с использованием дорожки с записью розового шума с диска SQC Russia.
Измерение производится с помощью специального оборудования, предназначенного для точного определения уровня звукового давления при включенном взвешивающем фильтре «С» в точке прослушивания, выбранной участником.
Максимальная оценка – 10 баллов.
Если система не способна достичь при измерении указанного уровня громкости в 88 дБС, Арбитр вычитает по 2 штрафных балла за каждый дБС ниже минимального уровня.
Дальнейшая оценка может проводиться на громкости равной или большей минимально допустимой (по желанию участника).
Если система способна достичь минимально допустимой громкости в точке прослушивания, но участник, по каким-либо причинам сам желает, чтобы Арбитр проводил оценку на более низкой громкости, Арбитр также вычитает по 2 штрафных балла за каждый дБС ниже уровня 88 дБС.
Выставленный уровень громкости фиксируется и остаётся неизменной на протяжении всей процедуры оценки.
Остальные взаимоотношения между участниками и арбитрами, в том числе касательно процедуры оценки, регламентируются правилами Клуба в действующей редакции.
Трек 16. Правильность подключения.
Музыкальный фрагмент, в котором сначала играет только левый канал, затем только правый, затем оба канала в режиме моно, затем каналы в противофазе, и в завершение – обычное стерео.
Если система проходит проверку, в протоколе выставляется 10 баллов.
- Если же обнаруживаются проблемы подключения (например, перепутаны каналы или динамики подключены в неправильной полярности), об этом сообщается участнику.
- Участник принимает решение о продолжении оценке системы, и, если оно положительное, в этом пункте снимается 10 баллов.
Треки 17-19. Параметры звуковой сцены.
Для создания этих треков использованы короткие фрагменты музыкальной импровизации, в которой участвовали ударная установка, электрогитара и бас-гитара. Запись подвергалась минимальной обработке.
Каждый из 3 треков создавался из моно-записи. Звучание образов точно сфокусировано на звуковой сцене в позициях «Лево», «Право», «Центр».
Левый и правый края звуковой сцены определяются по левому и правому звуковым образам, соответственно.
Правильным расположением центрального звукового образа считается его локализация точно посередине между левым и правым звуковыми образами.
За каждую из трех позиций (левый край, центр, правый край) выставляется оценка от 1 до 3 баллов.
- 3 балла – звуковой образ расположен на своём месте;
- 2 балла – звуковой образ смещён, в результате чего соседние образы локализуются вместе
- 1 балл – положение звукового образа невозможно определить или все три образа слышно из одной точки
Трек 20. Quadro Nuevo – El Choklo.
Танго, впервые представленное в 1903 году в Буэнос-Айресе в исполнении современного джазового акустического квартета. Запись крайне сложна для воспроизведения даже на домашних аудиосистемах, изобилует мелкими деталями, послезвучиями и стереоэффектами, и может использоваться для оценки звучания по всему диапазону и общего музыкального баланса.
Нижние частоты.
Звучание контрабаса на всем протяжении пьесы должно быть полновесным и натуральным, но при этом четким, с яркой атакой, без гудения низкочастотных динамиков.
За что снимаются баллы:
- До 3 баллов – за недостаточность атаки, вялость.
- До 3 баллов – за избыток низких частот, тяжеловесность.
- До 3 баллов – откровенное гудение, привязка к динамикам.
Средние частоты.
Саксофон звучит примерно с 30 секунды композиции и отличается ровным бархатным звучанием, без резкости и крикливости.
За что снимаются баллы:
- До 3 баллов – за недостаток «бархата» в звуке.
- До 3 баллов – за неприятное резкое звучание.
Высокие частоты и микродинамика.
Оценивается натуральность звучания металлических инструментов: тарелок, струн (особенно на пиццикато) и слышимость различных мелких, едва различимых деталей, разбросанных по всему времени звучания дорожки.
За что снимаются баллы:
- До 3 баллов – за неестественность звучания тарелок (глуховатость, либо излишнюю яркость).
- До 3 баллов – за неразличимость пиццикато, провал (отсутствие звука) в центре звуковой сцены при плавном равномерном перемещении звучания слева направо по всей сцене с отчетливым затуханием (на 2м. 10 с.)
Цельность и музыкальный баланс.
За что снимаются баллы:
- До 3 штрафных балла за каждый «проваленный» или наоборот, выделяющийся по громкости инструмент из перечисленных в оценке нижних, средних, высоких частот и микродинамики.
Трек 21. Seminaarinmäen Mieslaulajat – Taina.
"Мужской хор Семинаринмяки" - мужской хор из семнадцати человек, исполняющий хоровую музыку с элементами рока и поп-музыки. Большинство певцов имеют академическое образование. Участники хора выстроены в ряд по всей ширине сцены, вокалист находится в центре и выдвинут вперед. Особенность записи такова, что хор, исполняющий басовые партии и солист записаны одинаково по уровню громкости. Запись четко передает ощущение пространства большого помещения. Все голоса находятся на одной линии по горизонту, края сцены не должны сваливаться вниз.
За что снимаются баллы:
Края звуковой сцены.
За сваливание краев сцены вниз, арбитр вычитает из общей суммы до 3 баллов за каждую сторону.
Глубина звуковой сцены.
Арбитр снимает 2 балла в случае «плоской» сцены, если солист и хор стоят на одном плане в глубину. Арбитр снимает 1 балл, если солист и хор стоят очень близко друг к другу.
Высота звуковой сцены.
Под высотой сцены понимается воображаемая высота, с которой звук слышится по всей ширине сцены на одной горизонтальной линии. Максимальную оценку получает стабильная сцена, находящаяся на уровне глаз слушателя и(или) выше.
- 3 балла снимается, если сцена в нижней точке находится ниже уровня бампера.
- 2 балла снимается, если сцена в нижней точке находится на уровне бампера.
- 1 балл – если высота сцены в нижней точке находится в границах между уровнем глаз и бампером.
Уровень баса.
- Если бас превалирует над солистом по громкости, Арбитр может снять до 2 штрафных баллов.
- Если бас полностью доминирует по уровню над солистом, «забивает» его, Арбитр может снять до 4 штрафных баллов.
Натуральность баса.
- Если басовые партии недостаточно артикулированы и невыразительны, Арбитр может снять до 2 штрафных баллов.
- Если при этом на басовых партиях присутствует гудение, то снимается до 4 штрафных баллов.
Единый принцип оценки музыкальных треков 22, 23.
В описании к каждому треку указаны недостатки, за которые могут вычитаться баллы из максимальной оценки.
Снимается по 1 баллу за каждый заметный, но не слишком критичный для восприятия недостаток. Снимается по 2 балла, если недостаток сильно влияет на естественность восприятия музыкального фрагмента или даже создаёт дискомфорт при прослушивании
Трек 22. Simon Phillip – Drums Solo.
Энергетика звучания.
Барабанная установка записана на всю ширину звуковой сцены. Удары бас-бочки плотные, напористые, воспринимаются практически тактильно. Низкочастотная наполненность не переходит в гудение. На энергичных фрагментах система не должна делать звучание плоским и сумбурным. На хорошей системе вы легко определяете пропорции барабанов и тарелок, и они не меняются на протяжении всего трека.
За что снимаются баллы:
- Нарушение размеров инструмента (бас-бочка и томы слишком «раздуты» или, напротив, звучат «игрушечно»).
- Неравномерность звучания (по ходу трека меняется манера игры – от спокойного до очень энергичного, но сам инструмент остаётся неизменным, и система должна сохранять его пропорции как на тихих, так и на более громких моментах)
- Потеря энергетики и цельности звучания (удары теряют плотность и силу, сглаживаются, становятся нечёткими, звуки сливаются и «накатывают» сплошной волной, «отслоение» моментов атаки бас-бочки от самого наполнения)
- Плоское звучание (нет ощущения масштабности, объёма, звучание скучное, и хочется зевнуть)
- Прочие недостатки, приводящие к потере ощущения мощи, напора инструмента и экспрессии исполнителя
Атака.
Звуки ударов по барабану или тарелкам имеют самую быструю атаку – практически мгновенное нарастание амплитуды сигнала с последующим затуханием. При этом в звукоизвлечении принимает участие не только, к примеру, сама мембрана барабана, звучание обогащается резонансами корпуса и других элементов, например, пружин. В данной записи всё это присутствует, и хорошая система их показывает. Недостаток «скорострельности» приводит к вялости звучания и ощущению игры «через покрывало». А добавление ненужных переходных процессов может придать звучанию ненужные окрасы, несвойственные реальному инструменту.
На закрытых тарелках удары деревянными палочками хорошо разделены. Моменты ударов чёткие, с длительными послезвучиями, запись хорошо передаёт вибрации мембран, объём корпусов, и позволяет буквально «визуализировать» образ реального инструмента.
За что снимаются баллы:
- Вялая атака (система теряет, сглаживает, смазывает сами моменты ударов палок по рабочим барабанам и тарелкам)
- Потеря разборчивости (удары по рабочим барабанам сливаются, удары по тарелкам перестают восприниматься раздельно)
- Неравномерность звучания (помним, что меняется манера игры, но не сам инструмент, он не должен менять своих размеров или характера на тихих и громких моментах)
- Потеря ощущения реальной ударной установки (звучание барабанов и тарелок приобретает окрасы, несвойственные реальному инструменту – становится «пластиковым», «деревянным» и т. п.)
- Прочие недостатки, которые можно охарактеризовать как потерю «скорострельности» системы
Трек 23. Kemei Jiang & Chang Jing & Du Cong & Huang Lijie – Lady General Mu Takes Command.
Макродинамика и звуковое пространство.
С самого начала звучание ощущается масштабным, грандиозным, при этом все сфокусировано и разделено, перед слушателем разворачивается настоящее трёхмерное музыкальное действо. Отдельные звуки не липнут к динамикам и не оттягиваются сабвуферу.
За что снимаются баллы:
- Недостаточное ощущение пространства (звуковая картина не воспринимается масштабной, она будто втиснута в жёсткие ограничивающие рамки)
- Потеря глубины звуковой картины (звуковое действо не просто теряет масштабность, но и становится откровенно плоским)
- Оттяжка отдельных звуков к динамикам, «расслоение» инструментов
- Потеря плотности, тактильности ударов большого барабана
- Прочие недостатки, которые можно охарактеризовать как потерю энергетики звучания
Музыкальный баланс.
Ударные звуки и насыщенная инфразвуковая составляющая не должны забивать всё остальное. Струнный инструмент эрху не должен резать и «орать» на фоне барабанов. Они не «разрывают» музыкальную картину, перетягивая внимания каждый на себя, а звучат сбалансированно. Остальные инструменты их дополняют, внимание на себя не тянут, но слышны отчётливо.
За что снимаются баллы:
- Барабан выбивается из общей музыкальной картины (забивает остальные инструменты и доминирует или, напротив, «пересушенный» вплоть до потери основательности и появления ощущения «легковесности» звучания)
- Эрху выбивается из общей музыкальной картины (вступает громче, звучит резко или, напротив, скрадывается и теряет отдельные звуки, звучит неравномерно)
- Остальные инструменты звучат неравномерно, слишком выделяя отдельные звуки или маскируя их за всем остальным
- Прочие недостатки, приводящие к потере сбалансированности и ощущению «разорванности» трека на отдельные звуки
Фактура, рельеф нижнего баса
Одна из особенностей этого трека – присутствие инфрабасовой составляющей естественного происхождения, не синтезированного. Большой барабан – впечатляющий инструмент, хорошая система должна передавать естественную основательность его звучания.
За что снимаются баллы:
- Потеря рельефа нижнего баса (вместо ощущения вибраций натянутой мембраны реального инструмента – накатывание гулкой и тяжёлой низкочастотной лавины)
- Появление окрасов, не свойственных реальному инструменту (например, «рычащий» характер баса, который хоть и вызывается гармониками в более высокой частотной области, но влияет именно на восприятие суббаса)
- Потеря основательности, «облегчённость» звучания, выражающаяся в «уменьшении» размеров инструмента
- Прочие недостатки, приводящие к потере естественности восприятия инструмента.
Бонусный трек.
Бонусные треки предоставляют возможность Участнику полнее раскрыть возможности системы перед Арбитром и зрителями. Выбор музыкального материала остаётся за Участником – он может выбрать бонусную дорожку с диска, либо предоставить любой другой материал на собственном носителе и по своему выбору.
При выборе бонусного трека участник обращает внимание на параметры, которые способны выгодно подчеркнуть особенности звучания его системы.
Оценка за бонусный трек выставляется по принципу, обратному оценке обязательного материала.
Общая сумма не может превышать 10 баллов.
За каждый компонент звучания, выгодно отличающий систему участника, ему присуждается 2 балла:
- Высокая неискаженную громкость.
- Передача эмоций, вовлечённость.
- Драйв, динамика.
- Физическое ощущение ритма, тактильность.
- Способность передавать звуковые нюансы, разборчивость.