Ссылка на материалы SQ/ESQ 2025
Содержание:
Концепция External Sound Quality Competition (ESQC)
Для любителей громкого звука у Клуба есть особая концепция. Она фокусируется на построении систем, способных качественно озвучить пространство снаружи автомобиля. Это позволяет в полной мере почувствовать атмосферу встречи или вечеринки на свежем воздухе или концерта на фестивальной площадке и даже на открытом стадионе.
ESQC - соревнования по качеству звучания для автомобилей, озвучивающих открытое пространство с максимальным качеством и достоверностью.
Уже несколько сезонов такие соревнования привлекают всё больше участников и зрителей.
Требования к системам ESQC
Главное требование к аудиосистеме – все её компоненты должны быть прикреплены к кузову (закреплены на кузове) автомобиля и потреблять электричество от бортовой сети. Допустимо использование в качестве источника аудиосигнала и/или для управления системой незакрепленных выносных пультов, телефонов, стримеров, связанных с системой посредством кабельного или беспроводного соединения.
Для обеспечения максимально равных условий состязания участники делятся на пять классов и общий для всех класс Дуэли.
Допуск в классы зависит от степени модификации автомобиля/прицепа, размера озвучиваемого пространства и персональных заслуг участника.
Оценка систем разных классов производится с разных расстояний. Инсталляция оценивается только и на предмет соответствия выбранному Участником классу.
ESQC Picnic
Этот класс рекомендован для участников, чьи аудиосистемы способны качественно озвучить небольшое пространство возле автомобиля. Автомобиль должен быть полностью пригоден для повседневной эксплуатации в качестве легкового транспортного средства, участие автомобилей грузовых и коммерческих категорий не допускается.
Минимальное расстояние до точки прослушивания в этом классе: 5 метров, максимальное расстояние: 10 метров.
Участником класса может быть член Клуба, не занимавший первых мест в категории ESQC на Финале Клуба. Запрещено участие в классе для победителей национальных или международных финалов любых форматов соревнований в аналогичных категориях. Эти требования относятся к трём сезонам, предшествующим сезону участия.
Обязательно:
· Автомобиль заезжает на площадку своим ходом с использованием штатных двигателя и трансмиссии, участие прицепов в этом классе не допускается.
· Автомобиль пригоден к использованию в качестве повседневного средства передвижения с сохранением сидений в салоне автомобиля на заводских местах, включая второй ряд сидений.
· Акустика (динамики), задействованная в воспроизведении тестового материала, должна быть установлена не выше нижней границы линии штатного остекления по верхнем границам акустики (динамиков) и/или оформления (корпусов/подиумов).
· Никакие элементы инсталляции, задействованные в воспроизведении тестового материала, не могут располагаться вне пределов штатных кузовных элементов транспортного средства.
Разрешается:
· Установка акустики (динамиков) в любой точке не выше нижней границы линии штатного остекления по верхнем границам оформлений (корпусов/подиумов).
· Установка среднечастотных или высокочастотных излучателей в торпедо, передние стойки, уголки дверей в районе зеркал заднего вида, выше линии штатного остекления.
· Установка акустики (динамиков) динамиков в полку под задним стеклом.
Запрещены:
· Прицепы и прочие транспортные средства не способные передвигаться с использованием штатных двигателя и трансмиссии.
· Выдвижные, раскладываемые и монтируемые конструкции.
· Использование элементов инсталляции, задействованных в воспроизведении тестового материала, расположенных вне пределов штатных кузовных элементов транспортного средства.
· Использование при оценке, акустических систем (динамиков), установленных в крышку багажника, расположенных выше нижней границы линии штатного остекления
· Применение аппаратуры, потребляющей напряжение выше 16 В от дополнительных источников и/или инверторов питания
ESQC Pre-PartyАвтомобиль должен быть полностью пригоден для повседневной эксплуатации в качестве легкового транспортного средства, участие автомобилей грузовых и коммерческих категорий не допускается. Допускается участие автомобилей с прицепом.
расстояние до точки прослушивания в этом классе: 10 метров, максимальное расстояние: 15 метров.
Обязательно:
· Автомобиль заезжает на площадку своим ходом с использованием штатных двигателя и трансмиссии, допускается участие автомобилей с прицепом.
· Высота верхней точки крыши автомобиля или тягача для прицепа ограничена на уровне 2.0 метра
· Автомобиль пригоден к использованию в качестве повседневного средства передвижения с сохранением всех штатных сидений в салоне автомобиля на заводских местах, включая второй и следующие за ним ряды сидений (если есть в заводской комплектации).
· Центральная геометрическая ось акустики (динамиков), задействованная в воспроизведении тестового материала, должна быть установлена не выше линии штатного остекления по верхнем границам стёкол автомобиля или тягача, доставившего прицеп на площадку (в случае использования прицепа для воспроизведения оценочного материала).
· Центральная геометрическая ось акустики (динамиков), задействованная в воспроизведении тестового материала, должна быть установлена не шире линии всех внешних штатных кузовных элементов автомобиля или тягача, доставившего прицеп на площадку (в случае использования прицепа для воспроизведения оценочного материала).
Разрешается:
· Использование прицепов для воспроизведения музыкального материала при условии расположения прицепа относительно Арбитра/Арбитров по оси его движения за тягачом.
· Установка акустики (динамиков) в любой точке, в том числе на выдвижные, раскладываемых и монтируемых конструкциях при условии того, что центральная геометрическая ось акустики (динамиков), задействованная в воспроизведении тестового материала, должна быть установлена не выше и не шире линии штатного остекления по верхнем границам стёкол автомобиля или тягача, доставившего прицеп на площадку (в случае использования прицепа для воспроизведения оценочного материала).
Запрещены:
· Использование прицепов для воспроизведения музыкального материала при расположении прицепа относительно Арбитра/Арбитров не по оси его движения за тягачом.
· Участие автомобилей и/или тягачей для прицепов, с верхней точкой крыши выше уровня в 2.0 метра.
· Использование конструкций, не прикреплённых к кузову (не закреплённых на кузове) автомобиля или прицепа.
· Использование дополнительных опор, основанием для которых не является кузов автомобиля или прицепа.
· Одновременное использование и прицепа, и тягача, доставившего прицеп на площадку, для воспроизведения оценочного музыкального материала.
· Применение аппаратуры, потребляющей напряжение выше 16 В от дополнительных источников и/или инверторов питания.
ESQC PartyВ этом классе могут участвовать автомобили и прицепы, способные громко и качественно озвучить пространство снаружи автомобиля в границах от 15 до 20 и более метров.
Участником класса может быть член Клуба, не занимавший первых мест в категории ESQC на Финале Клуба. Запрещено участие в классе для победителей национальных или международных финалов любых форматов соревнований в аналогичных категориях. Эти требования относятся к трём сезонам, предшествующим сезону участия.
Разрешается:
· Любая модификация автомобилей и прицепов, связанная с установкой аудиосистемы, включая подключение компонентов, потребляющих напряжение 220 В через инвертор, а также установку акустики выше верхней границы остекления, размещение низкочастотных динамиков в пассажирском салоне вне дверей и вместо задних сидений, размещение динамиков на выдвижных, подъемных и других дополнительных конструкциях.
· Любые съемные конструкции, выходящие за пределы кузовных элементов автомобиля или прицепа, включая применение дополнительных опор.
Запрещены:
· Использование автономных конструкций, не прикреплённых к кузову (не закреплённых на кузове) к кузову автомобиля или прицепа.
· Одновременное использование и прицепа, и тягача, доставившего прицеп на площадку, для воспроизведения оценочного музыкального материала.
ESQC Absolute Picnic
Этот класс рекомендован для участников, чьи аудиосистемы способны качественно озвучить небольшое пространство возле автомобиля. Автомобиль должен быть полностью пригоден для повседневной эксплуатации в качестве легкового транспортного средства, участие автомобилей грузовых и коммерческих категорий не допускается
Минимальное расстояние до точки прослушивания в этом классе: 5 метров, максимальное расстояние: 10 метров.
Участником класса обязан стать член Клуба, занимавший первое место в категории ESQC на Финале Клуба, или становившийся победителем национальных или международных финалов любых форматов соревнований в аналогичных категориях. Также в классе может (но не обязан) участвовать обладатель призового места в категории ESQC на Финале Клуба. Эти требования относятся к трём сезонам, предшествующим сезону участия. Другие участники в этот класс не допускаются.
Обязательно:
· Автомобиль заезжает на площадку своим ходом с использованием штатных двигателя и трансмиссии, участие прицепов в этом классе не допускается.
· Автомобиль пригоден к использованию в качестве повседневного средства передвижения с сохранением сидений в салоне автомобиля на заводских местах, включая второй ряд сидений.
· Акустика (динамики), задействованная в воспроизведении тестового материала, должна быть установлена не выше нижней границы линии штатного остекления по верхнем границам акустики (динамиков) и/или оформления (корпусов/подиумов).
· Никакие элементы инсталляции, задействованные в воспроизведении тестового материала, не могут располагаться вне пределов штатных кузовных элементов транспортного средства.
Разрешается:
· Установка акустики (динамиков) в любой точке не выше нижней границы линии штатного остекления по верхнем границам оформлений (корпусов/подиумов).
· Установка среднечастотных или высокочастотных излучателей в торпедо, передние стойки, уголки дверей в районе зеркал заднего вида, выше линии штатного остекления.
· Установка акустики (динамиков) динамиков в полку под задним стеклом.
Запрещены:
· Прицепы и прочие транспортные средства не способные передвигаться с использованием штатных двигателя и трансмиссии.
· Выдвижные, раскладываемые и монтируемые конструкции.
· Использование элементов инсталляции, задействованных в воспроизведении тестового материала, расположенных вне пределов штатных кузовных элементов транспортного средства.
· Использование при оценке, акустических систем (динамиков), установленных в крышку багажника, расположенных выше нижней границы линии штатного остекления
· Применение аппаратуры, потребляющей напряжение выше 16 В от дополнительных источников и/или инверторов питания
ESQC Absolute PartyВ этом классе могут участвовать автомобили и прицепы, способные громко и качественно озвучить пространство снаружи автомобиля в границах от 15 до 20 и более метров.
Участником класса обязан стать член Клуба, занимавший первое место в категории ESQC на Финале Клуба, или становившийся победителем национальных или международных финалов любых форматов соревнований в аналогичных категориях. Также в классе может (но не обязан) участвовать обладатель призового места в категории ESQC на Финале Клуба. Эти требования относятся к трём сезонам, предшествующим сезону участия. Другие участники в этот класс не допускаются.
Разрешается:
· Любая модификация автомобилей и прицепов, связанная с установкой аудиосистемы, включая подключение компонентов, потребляющих напряжение 220 В через инвертор, а также установку акустики выше верхней границы остекления, размещение низкочастотных динамиков в пассажирском салоне вне дверей и вместо задних сидений, размещение динамиков на выдвижных, подъемных и других дополнительных конструкциях.
· Любые съемные конструкции, выходящие за пределы кузовных элементов автомобиля или прицепа, включая применение дополнительных опор.
Запрещены:
· Использование автономных конструкций, не прикреплённых к кузову (не закреплённых на кузове) автомобиля или прицепа.
· Одновременное использование и прицепа, и тягача, доставившего прицеп на площадку, для воспроизведения оценочного музыкального материала
Дуэли
Общие положения:
Участниками класса Дуэли являются члены клуба, чьи аудиосистемы способны обеспечить высокое качество звука вне салона автомобиля. Максимальное количество участников — десять.
Проведение дуэлей носит развлекательный характер и не предполагает строго регламентированной процедуры судейства либо использования специализированных методов оценки качества звучания.
Основные критерии успеха — способность привлечь внимание публики и Жюри, представить яркое выступление, которое включает музыку, визуализацию и шоу-программу.
Выступление:
Цель выступления состоит в создании положительного впечатления на аудиторию и жюри. Оно складывается из трех основных компонентов:
Аудиотрек:
Необходимо выбрать такой музыкальный фрагмент, который позволит раскрыть возможности аудиосистемы и привлечет внимание слушателей. Продолжительность трека ограничена полутора минутами.
Допускается использование миксов и начало воспроизведения с произвольного момента композиции.
Запрещено повторное использование одних и тех же материалов одним и тем же участником в течение одного мероприятия. Используемый контент не должен противоречить российскому законодательству.
Визуализация:
Оценивается общий облик автомобиля и представленной аудиосистемы. Внешний вид машины и устройства должны гармонично сочетаться друг с другом, подчеркивая потенциал техники и формируя целостный зрительный образ.
Шоу-программа:
Конкурсант может дополнить представление дополнительными развлечениями: видеоконтентом, спецэффектами, танцами, костюмированными номерами и прочими оригинальными элементами.
Главное условие — отсутствие повторений программы одного и того же исполнителя в рамках одного мероприятия.
Правила формирования Жюри:
Жюри создается организаторами за час до начала события. Количество членов жюри — от трёх до семи человек, причём число обязательно должно быть нечётным.
состав жюри допускаются любые лица, находящиеся на месте проведения: зрители, организаторы и участники.
У участников Дуэлей есть право дать отвод конкретнуму члену Жюри, подав соответствующее заявление за двадцать минут до начала первого поединка.
Дополнительной подготовки Жюри не требуется. Перед началом состязания члены жюри обязаны ознакомиться с правилами Дуэлей.
При оценке Выступлений членам жюри рекомендуется руководствоваться впечатлениями от самого шоу, а не от его бюджета!
Процедура проведения дуэлей:
Дуэли проводятся по принципу прямого выбывания. Пары формируются в соответствии с турнирной сеткой.
Каждый поединок представляет собой отдельное соревнование двух участников, где побеждает сильнейший. После завершения поединка проигравший покидает площадку, а победитель переходит в следующий раунд.
Процесс длится до выявления абсолютного лидера, то есть до конца финального поединка.
Структура Выступления:
Каждое выступление включает следующие этапы:
Подготовка:
Перед началом дуэли каждому участнику дается две минуты на настройку аппаратуры и выбор необходимого музыкального фрагмента.
Представление:
Демонстрация выбранного трека длиной до 1,5 минут, возможно сопровождение видеороликами, светом, танцорами и иными средствами развлечения.
Для повышения результатов оценки дистанция между местом прослушивания и автомобилем устанавливается участником по его выбору, от пяти до двадцати метров.
Голосование:
Участники получают цветовой код (красный или синий), который фиксируется путем случайного распределения.
Жюри выбирает победителя простым большинством голосов, поднимая флажок нужного цвета.
Критерии выбора включают общее удовлетворение от сочетания музыки, внешнего вида и иных элементов Выступления.
Определение победителя:
Победителем признается участник, остающийся на площадке после завершения финального раунда. Исход дуэлей зависит исключительно от итогов голосования Жюри.
Формирование турнирной сетки (Сетка)
Каждому участнику присваивается порядковый номер в зависимости от того, когда он зарегистрировался на свйте Клуба для участия в дуэлях.
Участник, который зарегистрировался первым, получает номер 1, а последний участник — номер, соответствующий общему количеству участников.
В случаях, когда число участников или число пар участников является нечетным, участники зарегистрировавшиеся раньше на сайте Клуба, смогут получить преимущества при формировании Сетки.
Если в турнире участвует лишь один участник, он исполняет одиночный номер без учета результатов жюри и сразу провозглашается победителем.
Формирование пар:
Сетка с двумя участниками:
Финал:
Участник 1 – Участник 2 = Король Дуэлей
Сетка с тремя участниками:
Полуфинал:
Участник 2 – Участник 3 = П
Финал:
Участник 1 – П = Король Дуэлей
Сетка с четырьмя участниками:
Полуфиналы:
1. Участник 1 – Участник 3 = П1
2. Участник2 – Участник 4 = П2
Финал:
П1 – П2 = Король Дуэлей
Сетка с пятью участниками:
Предварительный раунд:
Участник 4 – Участник 5 = П1
Полуфиналы:
1. Участник 1 – П1 = ПП1
2. Участник 2- Участник 3 = ПП2
Финал:
ПП1 – ПП2 = Король Дуэлей
Сетка с 6 участниками:
Предварительный раунд:
1. Участник 4 – Участник 6 = П1
2. Участник 3 – Участник 5 = П2
Полуфиналы:
1. Участник 1 – П1 = ПП1
2. Участник 2 – П2 = ПП2
Финал:
ПП1 – ПП2 = Король Дуэлей
Сетка с семью участниками:
Четвертьфиналы:
1. Участник 7 – Участник 6 = П1
2. Участник 5 – Участник 4 = П2
3. Участник 3 – Участник 2 = П3
Полуфиналы:
1. П1 – П2 = ПП1
2. П3 – Участник 1 = ПП2
Финал:
ПП1 – ПП2 = Король Дуэлей
Сетка с восемью участниками:
Четвертьфиналы:
1. Участник 8 – Участник 7 = П1
2. Участник 6 – Участник 5 = П2
3. Участник 4 – Участник 3 = П3
4. Участник 2 – Участник 1 = П4
Полуфиналы:
3. П1 – П2 = ПП1
4. П3 – П4 = ПП2
Финал:
ПП1 – ПП2 = Король Дуэлей
Сетка с девятью участниками:
Четвертьфиналы:
1. Участник 9 – Участник 7 = П1
2. Участник 8 – Участник 6 = П2
3. Участник 5 – Участник 4 = П3
4. Участник 3 – Участник 2 = П4
Дополнительный раунд:
П1 – П2 = ПД1
Полуфиналы:
1. П2 – П3 = ПП1
2. Участник1 – ПД1 = ПП2
Финал:
ПП1 – ПП2 = Король Дуэлей
Сетка с десятью участниками:
Четвертьфиналы:
5. Участник 10 – Участник 8 = П1
6. Участник 9 – Участник 7 = П2
7. Участник 6 – Участник 4 = П3
8. Участник 5 – Участник 3 = П4
Дополнительные раунды:
П1 – П3 = ПД1
П2 – П4 = ПД2
Полуфиналы:
3. ПД1 – Участник 2 = ПП1
4. Участник1 – ПД2 = ПП2
Финал:
ПП1 – ПП2 = Король Дуэлей
Дополнительно о классах
При принятии решения о допуске автомобиля в классы Арбитры руководствуются Правилами, внутренними регламентами Клуба и здравым смыслом.
Решения по спорным вопросам и ситуациям, не предусмотренным правилами, принимает Председатель, а в случае его отсутствия на площадке – Главный Арбитр мероприятия.
Решения в таких случаях становятся прецедентом до момента внесения изменений в правила и внутренние регламенты.
Методика оценки ESQ
Трек 15. Уровень громкости системы.
Оценка начинается с установки уровня громкости. Для оценки аудиосистем предусмотрена минимально возможная громкость воспроизведения тестового материала в точке прослушивания 88 дБС.
Арбитр производит измерение, а Участник выставляет громкость с использованием дорожки с записью розового шума с диска SQC Russia.
Измерение производится с помощью специального оборудования, предназначенного для точного определения уровня звукового давления при включенном взвешивающем фильтре «С» в точке прослушивания, выбранной участником.
Максимальная оценка – 10 баллов.
Если система не способна достичь при измерении указанного уровня громкости в 88 дБС, Арбитр вычитает по 2 штрафных балла за каждый дБС ниже минимального уровня.
Дальнейшая оценка может проводиться на громкости равной или большей минимально допустимой (по желанию участника).
Если система способна достичь минимально допустимой громкости в точке прослушивания, но участник, по каким-либо причинам сам желает, чтобы Арбитр проводил оценку на более низкой громкости, Арбитр также вычитает по 2 штрафных балла за каждый дБС ниже уровня 88 дБС.
Выставленный уровень громкости фиксируется и остаётся неизменной на протяжении всей процедуры оценки.
Остальные взаимоотношения между участниками и арбитрами, в том числе касательно процедуры оценки, регламентируются правилами Клуба в действующей редакции.
Трек 16. Правильность подключения
Музыкальный фрагмент, в котором сначала играет только левый канал, затем только правый, затем оба канала в режиме моно, затем каналы в противофазе, и в завершение – обычное стерео.
Если система проходит проверку, в протоколе выставляется 10 баллов.
Если же обнаруживаются проблемы подключения (например, перепутаны каналы или динамики подключены в неправильной полярности), об этом сообщается участнику.
Участник принимает решение о продолжении оценке системы, и, если оно положительное, в этом пункте снимается 10 баллов.
Единый принцип оценки музыкальных треков 17-19
Каждый из треков этой подборки содержит множество моментов, на которые следует обращать внимание при оценке аудиосистемы – это так называемые «маркеры», подробно описанные в этой методике.
При прослушивании обращайте внимание на «маркеры», описанные для каждого из треков. Прекрасно, если система воспроизводит их все должным образом.
Если же система показывает недостаток в каком-то из «маркеров», Арбитр вычитает баллы из общей суммы в зависимости от его влияния на общую звуковую картину.
Снимается по 1 баллу за каждый заметный, но не слишком критичный для восприятия недостаток. Снимается по 2 балла, если недостаток сильно влияет на естественность восприятия музыкального фрагмента или даже создаёт дискомфорт при прослушивании.
Трек 17. Lady General Mu Takes Command
Идея трека
Перед вами фрагмент композиции из китайской оперы (Lu Opera), на которой записаны традиционные китайские инструменты. С самого начала звучание ощущается масштабным, грандиозным, с хорошим пространством и чётко прорисованными инструментами.
Барабаны на записи отличаются хорошей атакой, мощная поддержка струнного ансамбля из 24-х человек добавляет масштабности, а гуцинь и эрху составляют свой уникальный музыкальный рисунок.
«Маркеры» оценки качества звучания
- Атака и энергетика
- Масштабность и пространство
- Натуральность инструментов
Недостаток атаки на этом фрагменте приводит к тому, что его становится скучно слушать, а струнный ансамбль и вовсе становится игрушечным. Всё вялое, медленное и неинтересное. Это говорит о серьезном недостатке в системе. Обратная ситуация тоже не лучше: избыточная атака превращает удары барабанов в пушечные выстрелы, а струнного ансамбля становится настолько много, что он сливается в единый гул.
Масштабность и пространство.
Большой барабан и ансамбль. Обратите внимание на звучание большого барабана и струнного ансамбля во вступлении. Они не должны потеряться, будто их нет или они далеко на заднем плане. Так же они не должны быть гипертрофированными настолько, чтобы оказаться перед всеми и маскировать собой другие инструменты. Барабан и ансамбль не должны менять свои размеры, т.е. не раздуваться на всю сцену и не быть игрушечными барабанчиками.
Масштабность и пространство.
Пространство. Вы заметили какое большое пространство на этом треке? Нет? Всё маленькое и плоское? Или, может, оно слишком большое и раздутое? Пространство должно быть органичным, не должно уменьшаться до размера крохотного оркестра. В то же время, оно не должно быть гипертрофированным настолько, что изменяет звучание всей композиции и отдельных инструментов до неузнаваемости и пластикового окраса (звуки из стаканчика).
Масштабность и пространство.
Отклики пространства. Сухое звучание, потеря откликов пространства, ранние затухания? А может наоборот? Излишне богатое звучание с откликами пространства, выбегающими на передний план и нарушение расположения переднего/заднего плана? Это всё недостатки, которых не должно быть в хорошей системе.
Натуральность инструментов.
Барабаны. Сосредоточьтесь на звучании барабанов. Попробуйте угадать их размер, услышать тело барабанов и их мембрану. Барабаны не должны быть игрушечными, и напротив, не должны раздуваться до низкочастотного гула.
Натуральность инструментов.
Палочки. Обратите внимание на звуки ударов палочками по барабанам. Можете их охарактеризовать? Они не должны быть пластиковыми или гулким будто бьют по картонной коробке.
Натуральность инструментов.
Насыщенность. Как воспринимается звучание инструментов в целом? Оно не должно быть сухим или безжизненным, накрытым покрывалом и без ощущения пространства. И наоборот инструменты не должны казаться яркими, некомфортными и раздражающими слух. Всё должно звучать сбалансировано и естественно.
Натуральность инструментов.
Яркость. А теперь попробуйте сконцентрировать внимание на одном инструменте. Возьмём для примера эрху. Инструмент не должен потерять свою индивидуальность и характерный тембр. В то же время, он не должен выкрикивать отдельные ноты и выделяться сильнее остальных инструментов.
Натуральность инструментов. Микродинамика в ВЧ диапазоне. Данный фрагмент поражает тем, что при всей масштабности звучит легко и воздушно. В нём много мелких нюансов и послезвучий, которые дополняют общую картину и завершают музыкальный образ. Именно так он воспринимается на хорошей системе. Не должно быть ощущения зажатости и откаченного воздуха, в то же время не должно быть излишней прозрачности и стеклянности. Все микронюансы должны восприниматься естественно. Они не должны теряться или наоборот акцентировать внимание на себя так, будто вы ухо поднести к инструменту.
Трек 18. Nothing Else Matters
Идея трека
Запись представляет собой фрагмент всем известной композиции Nothing Else Matters исполненной коллективом VoicePlay&J.None в стиле акапелла. Пять голосов со своим неповторим тембром с лёгкостью погружают нас в эту легендарную композицию. Особенно хотелось бы выделить бас Geoff Castellucci, который был использован и в качестве вокала, и в качестве суббасового звена композиции. На этой записи есть тот самый суббас, который добирается до самой нижней границы вашей системы и обязательно её покажет.
«Маркеры» оценки качества звучания
- Суббасовый диапазон
- Вокал и разделение голосов
- Натуральность и баланс.
Практически с первых секунд фрагмента периодически появляется мощный суббас. Коротким ударом, но достаточным для того, чтобы ощутить всю его основательность и весомость. Если вы его не слышите, значит ваша система просто не может туда доиграть. Если его очень много, и он забивает всё остальное, звучит размыто и просто похож на сход лавины, тогда вас можно поздравить. Машина может, осталось её настроить до приемлемого уровня, ведь, избыток, это тоже недостаток.
Вокал и разделение голосов. Телесность. Не забывайте о том, что вокал должен звучать свободно. У вас не должно создаваться впечатления того, что вокалистов держат за горло. Вокалист без тела тоже звучит странно, как и с увеличенным и несоразмерным телом. Тенор не должен быть баритоном и бас до баритона худеть тоже не должен.
Вокал и разделение голосов. Окраска. Следите за тем, чтобы голосам не придавалась окраска. Будь то пластиковый окрас вплоть до синтетического звучания или же появление гулкости и рупорного голоса из ведра.
Вокал и разделение голосов. Насыщенность.
Когда возникает ощущение безжизненности и сухости вокала, будто его просто прибрали по уровню и задвинули назад, то аналогичная но противоположная по проблеме ситуация будет звучать так, будто микрофон обняли двумя руками и поют в него в упор. Гласные звуки очень хорошо помогут нам в этом разобраться. Выделение или недостаток таких звуков, как «о» или «а» требуют внимания и корректировки.
Вокал и разделение голосов.
Яркость.
Ещё одним тревожным звоночком становится «напряженность» системы. Звуки будто выдавливаются, тембры теряю свою естественность и лёгкость. Голоса становятся тусклыми. А что обратная сторона медали? Вокал яркий и звонкий, будто прям в ухе звенит, а звучание шипящих типа «ч» и «щ» неприятно бъёт по ушам. Нужно найти компромисс между этими двумя ситуациями.
Вокал и разделение голосов. Сибилянты.
Сибилянты! Те самые, которые «с» и все сипяще-свистящие. Не должны свистеть или сверлить ухо, равно как и должны быть в целом. Потеря сибилянтов или их выделение, это однозначно ошибка.
Натуральность и баланс.
Структура бас-вокала.
Сама по себе композиция очень сбалансирована. Голоса отлично подобраны друг другу, не мешают и не выкрикивают отдельные ноты. А любая потеря баланса связана с недостатками в системе. Можно отдельно проанализировать каждый из голосов. Например, басовый вокал не должен теряться и уходить на задний план, равно как не должен раздуваться и забивать собой остальных вокалистов. Так же он не должен звучать местами громче или тише или вообще выбиваться из композиции. Нарушение структуры ритмического рисунка басового вокала так же говорит о недостатках в системе. Т.к. мелодия создается голосами, то нехватка или избыток какого-либо вокала могут испортить восприятие.
Натуральность и баланс.
Характер пространства.
Один из маркеров баланса на этой композиции будет относится к пространству. Излишек пространства, как и его нехватка, сразу становятся заметны. В первом случае, возникает ощущение, будто эффект hall
навернули до упора, а вот во втором случае, всё наоборот. И кроме потери самого пространства, композиция теряет и затухания и переотражения.
И, напоследок: этот фрагмент не должен звучать как трек после кучи обработок с потерей еле уловимых деталей. И звучать так, будто микрофон в горле у вокалиста и мы слышим свист воздуха в связках, тоже не должен.
Трек 19. Jonny
Идея трека
Это рок! Рок, который используется арбитрами для оценки SQ систем. И по нему можно понять, насколько система хорошо противостоит нагрузкам.
«Маркеры» оценки качества звучания
- Энергетика звучания
- Электрогитары и вокал
- Ударная установка и бас-гитара
Энергетика звучания. Средний барабан.
Сглаживание атаки среднего барабана, которая тянет за собой потерю основательности у вокала говорит о том, что нужно внести некоторые корректировки в систему или настройки. Главное, не переборщить, чтобы вокал не стал гнусным, средний барабан излишне гулким, а струны бас-гитары не лезли на передний план.
Энергетика звучания. Атака.
У вас не должно возникать ощущения, что система глухо звучит. Палочки в начале трека не такие открытые, удары по барабану приглушены, и даже пространство теряется? Но и перебора с яркостью быть тоже не должно. Яркий вокал, назойливые электрогитары и излишняя резкость ударов палочек в начале. Всё будто кричит о том, что есть недостаток.
Электрогитары и вокал.
Окрас вокала и 1-ая электрогитара.
При прослушивании обратите внимание на вокал и электрогитары. Вокал не должен быть зажатым или иметь «рупорный» окрас. А сколько электрогитар вы можете насчитать? Две – отлично. Одна – стоит уделить внимание второй.
Электрогитары и вокал.
Бэк-вокал и 2-ая электрогитара.
Давайте снова вернёмся к вокалу. Вместе с ним слышно бэк-вокал. Кто громче? Бэк-вокал не должен выделяться и вылезать на передний план, а основной вокал не должен звучать, как из ведра. Он должен звучать объёмно и свободно. А помните одну гитару в прошлом маркере? Теперь тут вторая может исчезнуть, будьте осторожны, внимательны и аккуратны.
Электрогитары и вокал.
Шипящие и яркость гитар.
Обратите внимание на звучание шипящих звуков в вокале, а также, на звучание электрогитар. Они не должны прятаться, маскироваться и проваливаться в глубину. Но и не должны привлекать к себе лишнее внимание, и уж тем более не должны маскировать своей яркостью другие звуки.
Ударная установка и бас-гитара.
Бас-бочка.
Представьте, что у вас очень хорошо и качественно играет бас-гитара, но при этом бочки почти нет. Или наоборот бас-бочка поглощает всё вокруг, а бас-гитара даже бровью не повела. Представили? Вот так делать не нужно.
Ударная установка и бас-гитара.
Баланс НЧ.
А есть и другая ситуация. Бас-бочка сговорилась с бас-гитарой и они вместе начинают душить и глушить... Инструменты рядом и людей вокруг. С ними можно договориться, чтобы они звучали вместе, полновесно и цельно. Главное, чтобы не потеряли одновременно основательности и веса.
Ударная установка и бас-гитара.
Бас-гитара.
Финальный штрих в отношениях бас-бочки и бас-гитары – когда бас-бочка есть, а бас-гитару спрятали. А нет, ещё не финальный. Бывает так, что бас-гитара начинает усиленно рычать, заполнять собой всё, забивать соседние инструменты и вообще мешать. Будто комбик поставили на передний план. В общем, следите за бас-гитарой, она любит хулиганить.
Ударная установка и бас-гитара.
Хай-хеты и тарелки.
Хай-хэты! Звучат? Это прекрасно! А если нет? Давайте анализировать. Какие они? Приглушенные? Или, наоборот, выделены так, будто хотят выйти на передний план и показать всем, кто тут тарелка?! С излишне красивыми длинными хвостами.. В общем, перебор. А вместе с ним и выделение сибилянтов. Стоит тщательно проверить.
Ударная установка и бас-гитара. Характер ВЧ.
А что с прозрачностью тарелок? Рассыпаются хрустальным переливом звуков? Хорошо! А может хрустальности нет или они превращаются в шипение и хруст стаканчиков на морозе и давят избытком ВЧ? Даже граница слышимого диапазона может испортить впечатления.
Бонусный трек
Бонусные треки предоставляют возможность Участнику полнее раскрыть возможности системы перед Арбитром и зрителями.
Выбор музыкального материала остаётся за Участником – он может выбрать бонусную дорожку с диска, либо предоставить любой другой материал на собственном носителе и по своему выбору.
При выборе бонусного трека участник обращает внимание на параметры, которые способны выгодно подчеркнуть особенности звучания его системы.
Оценка за бонусный трек выставляется по принципу, обратному оценке обязательного материала. Общая сумма не может превышать 10 баллов.
За каждый компонент звучания, выгодно отличающий систему участника, ему присуждается 2 балла:
- Высокая неискаженную громкость
- Передача эмоций, вовлечённость
- Драйв, динамика
- Физическое ощущение ритма, тактильность
- Способность передавать звуковые нюансы, разборчивость
Треки 20 и 21
При оценке не используются и содержат полные версии треков 17 и 18 для ознакомления. Полная версия трека 19 доступна в материале для оценки категории SQ (трек 12).