clear

Правила и методика оценки категории MSQ (Multimedia)


Ссылка на материал MSQ 2025


Общие положения.

В соревнованиях участвуют системы, способные воспроизвести видеоматериал со звуковой дорожкой. Качество воспроизведения изображения и звука должны создавать аудиовизуальный комфорт. Категория «Мультимедиа» предназначена для оценки качества воспроизведения аудио- и видеоматериалов в автомобиле.

Оценка производится одним Арбитром с использованием официального материала SQC MM в разрешении 1080р или 4К со звуковой дорожкой в формате стерео.

Поскольку в сезоне 2025 года категория «Мультимедиа» является экспериментальной, допускаются только системы, воспроизводящие звук в формате «стерео» с помощью фронтальных акустических систем и сабвуфера. Использование различных динамиков surround, тыловых динамиков и центрального канала в этом сезоне не допускается. Если они присутствуют в системе, то на момент оценки они должны быть отключены физически или программно.

Материал воспроизводится с носителя Арбитра. Если нет возможности оперативно включить носитель Арбитра, участник заблаговременно в день соревнований обращается в офис для записи материала на свой носитель и проводит все необходимые действия, чтобы к моменту начала оценки он воспроизводился в тестируемой системе.

Оценка звучания аудиосистемы производится с водительского места. Во время оценки все двери, люки, окна, крышка багажника и т. д. должны быть закрыты. Для кабриолетов крыша должна быть поднята.

Салон автомобиля должен быть собран, все панели/элементы салона должны быть установлены. Запрещены любые шторки/щитки в области остекления внутри салона. Стёкла передней полусферы должны быть прозрачными и глянцевыми изнутри (глянцевые прозрачные плёнки допускаются).

Недопустимо использование внутри салона во время оценки солнцезащитных или других экранов и шторок, не предусмотренных заводской конструкцией автомобиля.

Допускается использование светонепроницаемых накидок снаружи автомобиля.

С того момента, как Арбитр подошел к автомобилю Участника для оценки его сист емы, у Участника есть 5 минут для окончания процесса настроек (если автомобиль оценивается первым – 15 минут).

Участник должен проинструктировать Арбитра об управлении аудиосистемой (о регулировке громкости, переключении треков и, если это предусмотрено, постановке на паузу).

Если аудиосистема содержит несколько источников и регуляторов громкости, должны быть указаны те, которые будут использоваться во время оценки системы. Арбитр отмечает это в протоколе.

После того, как Арбитр садится в транспортное средство, он проверяет комфортность посадки. Арбитр не меняет положение кресла самостоятельно. Если оно является неблагоразумным или неудобным, он привлекает Участника для его регулировки. При возникновении спорных ситуаций приглашается Главный Арбитр, который принимает окончательное решение о положении Арбитра при оценке системы.

После начала оценки не производится никаких регулировок и настроек за исключением тех операций, которые требуются для управления системой во время самой процедуры оценки.

Громкость во время оценки звучания выставляется согласно рекомендациям Участника и может изменяться Арбитром только в пределах, разрешённых Участником. Выставленное значение Арбитр отмечает в протоколе.

Если Арбитр посчитает уровень громкости некомфортным для оценки (слишком громко или слишком тихо), он сообщает об этом Участнику, чтобы совместно достичь компромисса. Если компромисс не достигнут, приглашается Главный Арбитр, и далее оценка производится на громкости, указанной Главным Арбитром.

Деление на классы

Класс Адванс

К участию допускаются автомобили, в которых источником воспроизведения тестового видео- и аудиоконтента является головное устройство, установленное в штатное место с помощью переходной рамки фабричного изготовления, либо штатное головное устройство, входящее в комплектацию автомобиля.

В данном классе использование внешних источников и мониторов запрещено.

В данном классе в технической части не оцениваются:

· Разрешение и детализация

· Цветопередача

· Соотношение сторон

· Высота сцены относительно монитора

Класс Маэстро

Ограничения отсутствуют. Монитор может располагаться в любом доступном для оценки Арбитром месте автомобиля.

Источником тестового видео- и аудиоконтента могут быть любые устройства.

В данном классе оцениваются все критерии методики.

Методика оценки качества звучания и изображения

Выставление баллов производится по принципу вычитания из максимума по одному баллу за недостаток и по два балла за существенный недостаток. Тестовый материал состоит из 4 роликов и делится на 3 части.

Техническая часть

Разработка и монтаж:
Иван Анисимов aka RAREMASTERS

В ролике предоставлен набор таблиц и футажей, позволяющий объективно и всесторонне оценить качество изображения, а также музыкальные образы с помощью которых оцениваются параметры звуковой сцены. Пояснения критериев оценки осуществляется закадровым голосом.

Разрешение и Детализация (только для класса Маэстро)

Таблица 1. Последовательность вертикальных черных линий на белом фоне с разным количеством парных линий на миллиметр (lp/mm).

· Если линии уверенно разделяются на отметке 100 lp/mm, баллы не снимаются

· Если на отметке 50 lp/mm – снимается 1 балл

· Если на отметке 20 lp/mm – снимается 2 балла

· Далее – 3 балла

Таблица 2. Сетка из белых квадратов и линий на черном фоне. Обращаем внимание на четкость линий и детализацию краев. На пропорции внимание не обращаем.

· Нет размытия – баллы не снимаются

· Изображение незначительно размыто – 1 балл

· Изображение сильно размыто – 2 балла

· Изображение нечитаемо – 3 балла

Таблица 3. Последовательность вертикальных черных линий на белом фоне с разным количеством парных линий на миллиметр (lp/mm) в движении

· Нет размытия – баллы не снимаются

· Изображение незначительно размыто – 1 балл

·  Изображение сильно размыто – 2 балла

·  Изображение нечитаемо – 3 балла

Таблица 4. Изображение с текстом разного размера, поделенное на три зоны.

· Текст читается во всех трех зонах – баллы не снимаются

· Текст читается только в верхних двух зонах – 1 балл

· Текст читается только в верхней зоне – 2 балла

· Изображение нечитаемо – 3 балла

Футаж 1. На изображении представлен лист со множеством мелких деталей.

· Текстура листа четко читается, видны все прожилки и желтые точки на листе – баллы не снимаются

· Есть незначительное упрощение текстуры и деталей – 1 балл

· Значительное упрощение, либо отсутствие деталей – 2 балла

· На изображении угадываются только очертания формы листа – 3 балла

Футаж 2. В ролике представлен куст папоротника, слегка колышущийся на ветру Каждый лист четко отделен, просматриваются все детали даже в светлых участках.

· Текстура и очертания листьев четко читается, при легком покачивании, картинка не размывается – баллы не снимаются

· Есть незначительное упрощение текстуры и деталей – 1 балл

· Значительное упрощение, либо отсутствие деталей – 2 балла

· На изображении угадываются только очертания формы куста – 3 балла

Футаж 3. На видеоролике представлена сцена с движущимися муравьями. Там, где сосредоточен фокус камеры, видны структура камней и отдельные песчинки, также можно разглядеть муравьев, которые несут свой груз.

· Муравьи, камни, песчинки уверенно различимы. В движении детали не пропадают – баллы не снимаются

· Есть незначительное упрощение деталей – 1 балл

· Значительное упрощение, либо отсутствие деталей – 2 балла

· На изображении угадываются только движущиеся точки – 3 балла

Футаж 4. В видеоролике показана машинка, пересчитывающая доллары. На срезе купюр видны мелкие полосы водяных знаков. На ближней банкноте можно свободно прочесть текст.

· Водяные знаки, изображение номинала и текста на купюрах детально различимо – баллы не снимаются

· Есть незначительное упрощение деталей – 1 балл

· Значительное упрощение, либо отсутствие деталей – 2 балла

· На изображении угадываются только очертания купюр – 3 балла


Цветопередача
(только для класса Маэстро)

Таблица 1. На изображении показаны квадраты, отличающиеся по тону от фона на котором они расположены.

· Видны все квадраты – баллы не снимаются

· Видны только квадраты 98% – 1 балл

· Видны только квадраты 97-96% – 2 балла

· Видны только квадраты 95-94% – 3 балла

Таблица 2. Изображение состоит из полос разного цвета и размера расположенных в следующем порядке:

Верхний ряд: Светло-серый, Желто-зеленый, Бирюзовый, Зеленый (молодая трава), Фуксия, Красный, Синий.

Средний ряд: Синий, Почти черный, Фуксия, Почти черный, Бирюзовый, Почти черный, Светло-серый.

Нижний ряд: Неви блю, Белый, Персидский индиго, темно-серый, черный, серый, темно-серый

· Если таблица соответствует эталону, все полосы различимы и не сливаются, то баллы не снимаются.

· За каждое несоответствие, либо наложение цвета снимается по одному баллу, но не более пяти.

Футаж 1. В первой части ролика кожа под красками имеет естественный цвет. Сами краски смотрятся насыщенно, но не выглядят одним, цветным пятном. Краска лежит неравномерно.

· Оттенки кожи естественные, краски насыщены, различима их структура и неравномерность – баллы не снимаются

· Отклонения незначительны – 1 балл

· Отклонения явно видны и бросаются в глаза – 2 балла

· Отклонения существенны вплоть до серьезного изменения цветовой палитры – 3 балла

Футаж 2. В ролике представлены три девушки с похожими, но разными оттенком кожи. Несмотря на то, что стилистика видеоролика сделана в бежевых тонах, каждая девушка имеет свой цвет кожи.

· Оттенки уверенно различимы – баллы не снимаются

· Оттенки незначительно перекрывают друг друга – 1 балл

· Оттенки сливаются и различие только угадывается – 2 балла

· Оттенки совсем неразличимы – 3 балла

Футаж 3. В ролике показано искуственное изображение цветка с падающими на него «чернилами». Фон имеет ярко-зеленый цвет. «Чернила», падающие на цветок, сиренево-синие. Очень хорошо видна структура. Цвет растения меняется от светло желто-зеленого, до красно-оранжевого. Изображение крайне детализировано и имеет четкие контуры.

· Изображение яркое, насыщенное, с четкой детализацией. Цвета соответствуют описанию – баллы не снимаются

· Незначительная блеклость или потеря насыщенность цветов - -1 балл

· Значительная потеря насыщенности цветов – 2 балла

· Серьезное искажение цветовой палитры, смешение или неразличимость цветов – 3 балла

Контрастность

Набор футажей поделен на 3 блока: темные сцены, светлые сцены и смешанные сцены по 4 футажа в каждом.

Максимальная оценка за каждый – по 8 баллов. Вычитается по 1 баллу за незначительное отклонение от нижеописанных маркеров и по 2 балла за значительные проблемы.

Темные сцены

  • Футаж 1. У девушки просматриваются детали лица и даже можно разглядеть отдельные пряди волос. На юбке видна плиссировка. Черный цвет не теряет глубины,  фон не распадается на градиенты. Шумы отсутствуют.
  • Футаж 2. На девушке виден черно-красный топик. Просматривается рельеф спины. Черный цвет не теряет глубины,  фон не распадается на градиенты. Шумы отсутствуют.
  • Футаж 3. Лицо боксера хорошо видно, также видны перчатки и застежка липучка на них. За спиной просматривается зал с колоннами и угол зала.
  • Футаж 4. На платье просматривается рисунок, хорошо видна фактура украшения на голове. Синий фон не распадается на градиенты. Шумы отсутствуют.
Светлые сцены
  • Футаж 5. Видны следы шин, животных, снежные заносы, грязь на сугробах и дороге.
  • Футаж 6. Видна фактура снега на переднем и среднем плане, также отчетливо видна наледь на ветках.
  • Футаж 7. Очертания листьев легко читаются и не засвечиваются солнцем.
  • Футаж 8. Вся картинка хорошо просматривается, как передний план с танцором, так и перила на фоне 
Смешанные сцены
  • Футаж 9. Можно увидеть, как складки на шторах блэкаут и халате, так и дом и деревья за окном. Черный цвет не теряет глубины,  фон не распадается на градиенты. Шумы отсутствуют.
  • Футаж 10. Видно блоки, из которых состоит стена, на рекламном табло виден текст. Шумы отсутствуют.
  • Футаж 11. При прямой засветке, видно глаз хоккеиста, лицо отчетливо различимо.
  • Футаж 12. Видно контур солнца и очертания профиля лица человека в центре изображения.

Яркость

Равномерность белого. Показано изображение белого фона. Оценивается отсутствие желтизны, переливов и пятен других оттенков.

Максимальная оценка 3 балла. За каждое отклонение от ровного белого фона вычитается 1 балл.

Ролики с разной степенью яркости. Представлены видеоролики с разной степенью яркости. Сначала идет стандартная яркость, затем уменьшенная и увеличенная.

Максимальная оценка 8 баллов выставляется, если на трех фрагментах видны и отчетливо читаются маркеры, описанные ниже. За каждый недостаток вычитается по одному баллу.

Внимательно посмотрите на траву в темных и светлых местах, на волны, рисунок камней на скалах, след солнца на море и горизонт, сравните с фрагментами уменьшенной и увеличенной яркости.

Представлен черный фон. Необходимо определить наличие или отсутствие пятен засветки (битые пиксели не учитываются).

· Если на экране нет засвеченных участков – баллы не снимаются.

· Если присутствуют едва заметные пятна – 1 балл.

· Если пятна существенны и в нескольких местах – 2 балла.

Артефакты

Представлены изображения пяти фонов разного цвета белый, черный, синий, зеленый, красный.

Производится оценка наличия различных артефактов изображения: шумы, полосы, битые пиксели. За загрязнения на поверхности монитора, которые будут заметны в данном тесте, так же вычитаются баллы.

Максимальное количество баллов – 5. Снимается по 1 баллу за каждый обнаруженный недостаток.

Отсутствие задержки воспроизведения

На изображении представлена движущаяся шкала и шарик падающий на ее центр. Звук удара шарика четко синхронизирован с изображением.

· Если звук удара и изображение совпадают по времени – баллы не снимаются.

· Если звук незначительно запаздывает (до одного деления шкалы) – 1 балл.

· Если задержка существенна (свыше одного деления шкалы) – 2 балла.

Соотношение сторон и масштабирование
(только для класса Маэстро)

Представлено изображение, состоящее из фигур правильной формы кругов, квадратов и параллельных линий. Оценивается правильность пропорций. Круги должны быть кругами, а не овалами, а линии – параллельными.

· Если все пропорции правильные – баллы не снимаются.

· Если отклонение незначительное – 1 балл.

· Если отклонение существенное – 2 балла.

Расположение и фокусировка музыкальных образов

В окончании технической части предлагается оценить расположение и фокусировку музыкальных образов, расположенных в трех позициях: лево, право и центр. Фрагменты импровизации взяты из материала SQ 2025.

Ширина сцены.

Оценивается по двум образам – лево и право. Максимальная оценка ставится в том случае, если края сцены выходят за физические габариты автомобиля. Баллы вычитаются:

· Если край сцены ограничен стойками автомобиля – по 1 баллу за каждую сторону.

· Если края сцены ограничены внутренними границами стоек – 2 балла.

· Если края сцены не доходят до стоек – 3 балла.

Расположение центрального образа. 

Максимальная оценка выставляется, если образ расположен точно посередине монитора. Баллы вычитаются:

· Если образ смещен незначительно (в пределах ширины стандартного головного устройства) – 1 балл.

· Если образ смещен сильнее и выходит за пределы ширины стандартного ГУ, но не более, чем на четверть расстояния до крайнего образа – 2 балла.

· Если образ смещен более чем на четверть расстония до крайнего образа или наблюдается множественная локализация – 3 балла.

Фокусировка. Образ считается сфокусированным, если звуки воспринимаются в пределах размера стандартного головного устройства.

· Если образ растянут по горизонтали или вертикали – вычитается по 1 баллу за каждый.

· Если образ растянут одновременно и по горизонтали, и по вертикали - вычитается по 2 балла за каждый.

· Если образ расслаивается по горизонтали или вертикали – вычитается по 2 балла.

· При множественной локализации вычитается по 3 балла за каждый образ.

Высота сцены относительно монитора
(только для класса Маэстро)

Максимальная оценка выставляется, если центральный образ совмещен с центром монитора системы, а образы лево и право находятся с ним на одной линии параллельной горизонту. Баллы вычитаются:

· Если центральный образ смещен от центра монитора по вертикали незначительно (не более чем на половину его размера) – 1 балл.

·Если центральный образ смещен от центра монитора по вертикали более, чем на половину его размера – 2 балла.

· Если центральный образ смещен от центра монитора по вертикали на расстояние, превышающее свой размер – 3 балла

· Если крайний образ смещен по вертикали не более, чем на половину размера монитора – по 1 баллу за каждый смещенный образ.

· Если крайний образ смещен по вертикали на половину размера монитора или больше – по 2 балла.

· Если крайний образ смещен по вертикали на расстояние превышающее свой размер монитора – 3 балла.

Музыкальная часть

Состоит из двух клипов разных жанров и записанных разными способами. Основными критериями оценки являются музыкальные аспекты системы.

Для лучшего понимания, как оценивать систему в этих пунктах, мы привели подробное описание принципов создания каждого из этих треков и выделили несколько маркеров, на которые следует обращать внимание.

Low start

Гитара: Михаил Лисов (группа Two Сrunch Сrackers)

Ударная установка: Денис Маринкин (группа Two Сrunch Сrackers)

Запись: Александр Перфильев

Сведение и мастеринг: Александр Перфильев

Что нужно знать при оценке трека. 

Этот трек является фрагментом большого онлайн-концерта Two Сrunch Сrackers на Frisson Show, записанного одним дублем в большом павильоне.

Сложность концертной записи – необходимость формирования звучания в режиме реального времени. При этом ставилась сложная задача получить звук, близкий к альбомному (сам альбом с одноимённым названием Low Start записывал Андрей Кравченко), но с сохранением именно концертного вайба и всех особенностей, свойственных живому исполнению. А у TCC, меж тем, крайне интересный саунд.

Состав музыкальной группы – всего два человека, но необычная манера исполнения и оригинальные способы формирования звука создают ощущение игры большего количества музыкантов. Причём в ходе концерта использовался минимальный бэксаунд, вся звуковая картина «рисовалась» исключительно гитарой (Михаил Лисов) и ударной установкой (Денис Маринкин).

Одна из фишек этого концерта – необычная запись гитарного звука, создающая ощущение одновременной игры сразу нескольких гитар. Причём, напомним, это концертная запись, сделанная одним единственным дублем, т. е. никаких последующих записей партий тут в принципе не было.

Если вкратце и в общих чертах, сигнал с гитары разделялся через сплиттер и далее через октавер – получились басовая составляющая и, собственно, основная гитарная, которые шли на разные комбики – басовый и два гитарных комбика для создания стерео. В этом и есть секрет ощущения присутствия бас-гитары в общем саунде.

Основная запись осуществлялась акустическим способом, микрофонами с комбиков с применением быстродействующих плагинов для придания нужного характера, создания стереозвука и «раскрытия» гитары на громких фрагментах.

Ударная установка записывалась тоже исключительно акустическим способом. Стиль игры – очень мощный, агрессивный. В ходе записи концерта у самих музыкантов и персонала даже родилась шутка «несите новые барабаны, эти кончились». Фразы «вваливает с плеча», «колотит в полную», «жарит в железо» – это однозначно про игру Дениса.

Как оценивать. 

При оценке обращайте внимание на изложенные ниже «маркеры». Вычитайте баллы, если какой-либо из маркеров не соответствует описанию.

Энергетика и драйв. 

Получите кайф от того, что система легко переносит вас в атмосферу присутствия на живом исполнении. Если трек заряжает драйвом, заставляет притопывать ногой, легко «показывает» стиль игры музыкантов и позволяет проникнуться сложностью формирования гитарного звука – это отлично. Если он воспринимается просто как «очередной трек на радио», очевидно, система не обладает способностями, достаточными для раскрытия музыкального замысла исполнителей и звукорежиссёра.

Недостаток контроля, как правило, приводит к потере ощущения напора, к вялости и размыванию звуков, НЧ диапазон начинает маскировать собой остальные диапазоны и «схлопывать» макродинамику, приводит к потере тактильности, теряется чёткость ударов, а звуки в среднечастотном диапазоне начинают мешаться в кашу. Или же, напротив, если НЧ диапазон слишком провален, звук начинает казаться «тощим», невыразительным, теряет основательность.

Пространство. 

Концерт записывался в большом павильоне, причём в основном акустическими способами (т. е. через микрофоны), и запись позволяет хорошо это ощутить. Это не рафинированная студийная запись, объём помещения «присутствует» в треке. Если система теряет микрозвуки, не обладает достаточной скорострельностью, звучание становится скучным, плоским, и теряется сам замысел концертного саунда.

Ударная установка. 

Позволяет ли система почувствовать звук ударной установки как запись реального инструмента, или же удары превращаются в нечто неестественное и синтетическое, отсутствует корреляция характера звука с самим инструментом, который вы видите на видео?

Гитара. 

Звучание любой электрогитары – это точно выверенная работа с искажениями. Обратите внимание, как воспринимаются перегрузы? Грязно, сумбурно, тяжело для восприятия, ощущаются как перегрузка самой системы, или же действительно как эффект, заложенный при поиске собственного гитарного саунда?

Обратите внимание на гитарное звучание на тихих и громких фрагментах. При мощных пассажах задействуются плагины, которые «раскрывают» звучание с созданием дополнительных стереоэффектов. Насколько чувствуется эта разница? Если не очень сильно, звучание становится скучным. А вот более заметная разница затягивает, способствует более эмоциональному восприятию трека, в какой-то мере появлению музыкальной эмпатии к исполнителю

Gin-Gee

Вокал: Алла Туровская,

Контрабас: Дмитрий Семенищев

Фортепиано: Илья Щеклеин

Студия звукозаписи: «Добролёт», г. Санкт-Петербург

Запись: Александр Докшин

Сведение и мастеринг: Владимир Тихомиров

Съемки и монтаж: Иван Анисимов aka RAREMASTERS

Что нужно знать при оценке трека.

Съемка клипа происходила одновременно с записью трека в студии. То, что вы видите на экране, хоть и смонтировано из разных кадров, тем не менее представляет собой процесс записи живого исполнения, выполненного одним дублем.

Трек создавался способом одновременной записи всех музыкантов. Для оценочного материала SQC Club Russia было записано и сведено два варианта.

Первый вариант – музыканты находились в изолированных друг от друга помещениях студии: фортепиано – в большом зале, контрабас и вокал записывались в отдельных боксах. Это классический метод, который даёт превосходные результаты, когда нужно получить максимально чистый от посторонних звуков трек, поскольку каждый исполнитель находится в идеальных с точки зрения звукозаписи условиях. Этот дубль используется при оценке системы в категории SQ.

В случае же с категорией Мультимедиа ставилась задача акцентировать внимание на эмбиенсе, реалистичной передаче пространства для максимальной корреляции с видеорядом. Поэтому в данном случае использовался вариант, при котором музыканты в момент исполнения находились в одном зале.

Несмотря на то, что метод даёт не столь «рафинированный» результат (он сложнее, при сведении трека требует корректировки «перекрёстных» звуков, попадающих в соседние микрофоны), тем не менее, он способствует лучшей передаче самого эмбиенса, живой атмосферы исполнения, прекрасно создаёт эффект вовлечённости. Тонкие нюансы, атмосфера записи, передача пространства, эмоции и живой исполнительский импровизаторский кураж – всё это присутствует. И чем выше уровень системы, тем лучше всё это передаётся слушателю.

Как оценивать. 

При оценке обращайте внимание на изложенные ниже «маркеры». Вычитайте баллы, если какой-либо из маркеров не соответствует описанию.

Пространство и микродинамика.

Обратите внимание на передачу общего пространства. Мы слышим, что это не концертный зал, но и не тесная каморка. Системы с высоким разрешением передадут размеры зала как в ширину, так и в глубину. Звучание не должно становиться плоским, будто вы просто слушаете композицию, как если бы она, к примеру, транслировалась по радио.

Обратите внимание на расстановку звуковых образов в пространстве. На переднем плане располагается вокалистка, ее голос звучит практически перед вами. Рояль звучит на некотором отдалении, он достаточно объемный, но за счет своего «отдаления» ощущается меньшим в размере, нежели на варианте трека, записанного для категории SQ. Контрабас также находится на втором плане, отдельные звуки не «выдавливаются» на передний план, отчетливо слышен размер инструмента и все нюансы игры.

Следите за положением образов на звуковой сцене. Проблемы с разным тональным балансом правой и левой стороны могут привести к их «движению», сменам размеров или «отстрелам» отдельных звуков по ходу трека или даже кратковременно «распадаться» на несколько образов.

Запись богата микродеталями и тихими звуками. Например, лёгкий смех и фраза одного из музыкантов «ну что, поехали» на первых секундах трека перед вступлением, отчётливость счёта вокалистки шёпотом на отметке 1:00, стук педали рояля, шепот контрабасиста во время игры и т. д. Несмотря на то, что всё это совсем тихие звуки, они должны быть не просто слегка слышны, но и хорошо различимы, и уж тем более не должны затираться и совсем пропадать при воспроизведении.

Вокал. 

На записи – живой, бархатистый, тембрально очень красивый голос молодой, но состоявшейся исполнительницы в самом расцвете вокальных данных. Не школьницы, не возрастной дамы. Он не должен «истончаться» и лишаться «телесности» или, напротив, «утяжеляться», к примеру, подчёркиванием гортанных ноток или потерей верхних обертонов.

Следите за равномерностью вокала на протяжении трека. На треке нет резких «выкрикиваний», выделения отдельных нот и звуков, излишних «нажимов» или провалов на протяжных гласных «о», «а» и т. д. Обратите внимание на свистяще-шипящие звуки «ц», «с», «ш», «щ», «з». Они должны восприниматься естественно, цельно, не «выстреливаться», и уж тем более не должны становиться жёсткими, «металлическими» и резкими или, напротив, исчезать из вокала вовсе.

Рояль. 

На записи – реальный инструмент с достаточно тяжёлым и жёстким деревянным лакированным корпусом, в котором натянуты струны, с открытой крышкой. Не должно казаться, что на инструменте играют с закрытой крышкой, он не должен казаться сделанным из стекла или металла, звучать «как из бочки» и уж тем более не должен превращаться в какой-нибудь синтезатор.

«Выстреливание» или пропадания отдельных нот, чрезмерные акценты, появление гулкости или, напротив, потеря «веса» внизу, появление звонкости или, напротив, приглушённость наверху – всё это говорит о проблемах в системе.

Обратите внимание на передачу атаки в звучании рояля. Инструмент не должен звучать «вязко» (будто молоточки, ударяющие по струнам, имеют слишком толстое и мягкое покрытие) или, напротив, чрезмерно жёстко и остро (будто молоточки вовсе без покрытия или, к примеру, сделаны из металла и прочих звонких материалов). Обращайте внимание на затухания струн рояля – они не обрываются резко, а тянутся и плавно затухают.

Контрабас. 

Контрабас – это инструмент с корпусом, грифом, колками, натянутыми струнами. Он не должен истончаться, теряя ощущение корпуса, и в то же время не должен гудеть, раздуваясь до неестественных размеров и заполняя собой пространство. Звучание рельефное и упругое, без вялости, без резкого обрывания затуханий.

Обратите внимание, насколько цельно система рисует музыкальный образ контрабаса. Низкочастотные звуки не должны существовать отдельно от звуков, лежащих в более высоких диапазонах, инструмент воспринимается цельно на любых фрагментах, независимо от манеры игры музыканта.

Спецэффекты

Анализ качества мультимедийной системы не может быть полным без оценки ее возможностей воспроизводить спецэффекты. Поэтому для полноты картины мы добавили в тестовый материал фрагмент из фильма «Терминатор: Генезис» 2015 г.

На экране представлена сцена сражения с обилием выстрелов, взрывов и других спецэффектов, которые сопровождаются звуковой дорожкой, позволяющей полностью погрузиться в происходящее.

Для этого ролика участник вправе указать повышенный уровень громкости.

Что нужно знать при оценке трека. Тайминг основных «маркеров», на которые стоит обратить внимание:

Как оценивать. 

При оценке обращайте внимание на изложенные выше маркеры и их присутствие в материале. Вычитайте баллы, если какой-либо из маркеров не соответствует описанию.

Низкочастотные эффекты. 

Оцените качество, масштабность и пространство. Бас должен быть «по киношному» обволакивающим, занимающим все пространство. Не должны присутствовать оттяжки к динамикам и сабвуферу, дребезг обшивок.

Взрывы, удары, звуки от полета вертолета должны ощущаться тактильно и масштабно. Макродинамика не должна схлопываться из-за низкочастотной перегрузки системы. Также не должно быть излишней гулкости, опять же вызванной недостаточным контролем динамиков.

Динамика. 

Оцените атаку и нарастание сигнала. Резкие взрывы, выстрелы, которые порой доходят до грани болевых ощущений. Обратите внимание, что выстрелы производятся из разного оружия и звучат по-разному. Например, из винтовки и дробовика.

Вовлеченность. 

В ролике в изобилии присутствуют фрагменты, заставляющие полностью погрузиться в происходящее на экране. Вертолет перемещается от одного края сцены к другому, в некоторых моментах создается ощущение присутствия, вертолет пролетает буквально рядом со слушателем.

В данном разделе постарайтесь посмотреть на ролик со стороны «удовольствия от прослушивания». В процессе возникают мурашки, иногда непроизвольно дергаешься от выстрелов и других спецэффектов.

Оцените не только звук, но и картинку. Именно совокупность звука и изображения вовлекает в происходящее. Если, например, картинка кажется смазанной или неразборчивой, то процесс погружения будет неполным.

Зависание изображения и (или) звука.
 
Кратковременное (не больше секунды) либо однократное: минус 1 балл 

Зависание больше одной секунды, либо многократное: минус 3 балла



Партнеры