clear

Руководство по оценке аудиосистем Участников мероприятий SQC Club Russia в сезоне 2022 г. по методике FSQ.


Тестовый диск содержит 14 треков. В них входит 9 треков для технической оценки и 4 музыкальных трека.

Внимание! Тестовый материал можно скачать ЗДЕСЬ.

О диске

Тестовый диск FSQ был разработан Акустическим центром МТУСИ и изначально предназначался для проведения профессиональной экспертизы и оценки качества звучания домашнего звукового тракта и студийных мониторов.

Аббревиатура FSQ в названии диска означает, что для оценки используется так называемый субъективно-статистический метод Fast Sound Quality, в оптимальных пропорциях сочетающий в себе объективные и субъективные критерии оценки и позволяющий получать высокую достоверность результатов при сравнительно небольших затратах времени.

Автор метода – Дмитрий Свобода, заведующий Акустическим центром НИЧ МТУСИ, руководитель Учебно-исследовательского электроакустического комплекса (УИЭК) кафедры ТиЗВ, руководитель направления акустической метрологии Российской (Московской) секции Международного общества аудиоинженеров (AES RU), организатор выставок «Российский Hi-End».

В 2001 году диск и методика были адаптированы для оценки качества звучания в салоне автомобиля (Car Audio FSQ) и использовались для проведения автозвуковых соревнований под эгидой Российской Лиги автозвуковых соревнований (ЛАС).

С любезного разрешения автора и правообладателя, Диск Car Audio FSQ будет использоваться для оценки аудиосистем Участников SQC Club Russia в сезоне 2022 года по методике, адаптированной Клубом для современных условий, целей и задач Клуба.

Процедура оценки

Оценка производится по дорожкам Диска Car Audio FSQ, каждой дорожке соответствует один или несколько оценочных пунктов. Для каждого пункта в протоколе по умолчанию выставлена максимальная оценка (за исключением пункта оценки громкости).

За каждый выявленный недочет или ошибку Арбитр отнимает от максимальной оценки количество баллов, предусмотренное Руководством для каждого конкретного случая. Все сомнения и/или противоречия трактуются в пользу Участника.

Часть 1. Выставление громкости

Оценка начинается с установки уровня громкости. По замыслу автора Диска, метод FSQ корректен только в том случае, если прослушивание проводится на одном и том же уровне громкости 88 дБС.

Арбитр производит измерение, а Участник выставляет громкость с использованием дорожки №15 (розовый шум). Измерение производится с помощью специального оборудования, предназначенного для точного измерения уровня звукового давления при включенном взвешивающем фильтре «С».

Арбитр находится в удобном положении, в котором будет производится прослушивание. Точка измерения находится в передней части салона по оси симметрии в пространстве между подлокотником и зеркалом заднего вида. Арбитр держит средство измерения в руке вертикально микрофоном вверх примерно на уровне груди. Далее в процессе оценки Арбитр не имеет права использовать регулятор громкости.

Максимальная оценка – 10 баллов. Если система не способна достичь при измерении указанного уровня громкости, либо Участник сам желает, чтобы Арбитр проводил оценку при более низкой громкости, Арбитр вычитает по 2 штрафных балла за каждый дБС, ниже рекомендуемого уровня.

Часть 2. Технические дорожки

Дорожка 1

Дорожка используется для «прогрева» компонентов и может служить для ознакомления Арбитра с особенностями характера звучания системы. Оценка для этой дорожки не предусмотрена.

Дорожка 2

Запись голоса диктора со словами: «Средние частоты. Фаза». Эти слова должны быть слышны из центра звуковой сцены. Под центром звуковой сцены понимается позиция, находящаяся на одинаковом расстоянии от стоек автомобиля (по центральной оси автомобиля). Допустимо небольшое смещение голоса диктора вправо или влево от центра (в пределах размера стандартного головного устройства). Высота и удаленность образа не оцениваются.

Далее диктор произносит: «Средние частоты. Противофаза». При правильной фазировке голос должен быть меньше предыдущего фрагмента по уровню громкости и/или расфокусированным для слушателя и/или смещённым в ту или иную сторону от центра. Если голос диктора на последних словах звучит громче и сфокусирован в центре, то в области средних частот аудиосистема акустически противофазна.

В случае, если фазный сигнал фокусируется не в центре и оказывается смещённым в одну сторону, а противофазный – в другую, главным критерием в оценке фазировки становится энергетика. Фазный сигнал должен быть громче, чем противофазный, независимо от их положения в пространстве. В случае отсутствия разницы между фазным и противофазным сигналами фазировка считается правильной.

Максимальная оценка – 2 балла. Один балл может быть вычтен из оценки в случае, если при правильной фазировке голос диктора слегка смещен вправо или влево, или слегка расфокусирован. В случае неправильной фазировки выставляется оценка 0 баллов.

Дорожка 3

Дорожка позволяет оценить фазировку аудиосистемы в полосе ВЧ аналогично Дорожке №2.

Дорожка 4

Дорожка позволяет оценить фазировку аудиосистемы в полосе НЧ аналогично Дорожке №2.

Дорожка 5

Арбитром оценивается наличие помех, дребезжаний, посторонних призвуков и шумов в звуковом тракте и салоне автомобиля. Дорожка представляет собой тональный (синусоидальный) сигнал для левого канала, частота которого плавно изменяется от самых низких до самых верхних частот (свип-тон).

Максимальная оценка – 5 баллов. Арбитр вычитает из неё по 1 баллу за каждый явно слышимый короткий паразитный призвук аудиосистемы или салона и по 2 балла за каждый явно слышимый длительный (три и более секунд) призвук.

Дорожка 6

Синусоидальный сигнал (свип-тон) для правого канала. Оценки выставляются способом, аналогичным Дорожке №5.

Дорожка 7

Оценка звучания на нижних частотах. По этой дорожке Арбитр определяет низшую частоту рабочего диапазона звукового тракта и неравномерность АЧХ в области до 150 Гц, выставляя, соответственно, две оценки. Механизм оценки основан на особенностях слуха – хорошей кратковременной звуковой памяти и предпочтительности восприятия низкочастотных звуков.

Фонограмма содержит запись ряда фиксированных звуковых частот. В начале дорожки звучит опорная частота 60 Гц. Арбитр запоминает уровень её громкости. Далее последовательно звучат частоты 20, 25, 30 Гц и так далее. Первый чистый низкочастотный тон (без искажений), совпадающий по громкости с опорным, и определяет низшую рабочую частоту звукового тракта.

Максимальная оценка за низшую рабочую частоту – 10 баллов. Арбитр отнимает по одному баллу за каждый неслышимый или более тихий басовый тон относительно частоты 60 Гц.

Продолжая прослушивание, Арбитр оценивает линейность АЧХ в области верхнего баса.

Максимальная оценка за линейность АЧХ в области верхнего баса – 10 баллов. Арбитр вычитает по одному баллу за каждую частоту, звучащую громче или тише опорной частоты 60 Гц или звучащую с явными призвуками и/или искажениями.

Дорожка 8

Дорожка представляет собой высококачественную стереофоническую запись аплодисментов в заполненном зрителями зале и служит для определения на слух неравномерности АЧХ в области средних частот.

Хлопки в ладоши в достаточно гулком помещении, которым является большой зал, эквивалентны равномерно распределённому по спектру диффузному полю – шуму. Однако на фоне этого монотонного шума человеческое ухо успевает различить самое начало хлопков (всплески).

На звуковом тракте с ровной, линейной АЧХ слушатель воспринимает эту фонограмму как аплодисменты. Но если звуковой тракт имеет неравномерность АЧХ («забор» из всплесков и провалов), аплодисменты становятся похожими на шум дождя. И чем больше неравномерность, тем сильнее содержимое дорожки напоминает дождь. Отдельные хлопки, выделяющиеся из общего звукового фона, в этом случае воспринимаются как назойливые сильные капли, стучащие по подоконнику.

Максимальная оценка – 3 балла. Арбитр может отнять 1 или 2 штрафных балла за наличие слухового ощущения небольшой резкости звучания (легкого «эффекта дождя»), либо 3 балла за ощущение неприятные слуховые ощущения «сильной дождливости».

Дорожка 9

Определение линейности стереокартины по ширине звуковой сцены. Фонограмма содержит семь ударов малого барабана, плавно перемещающегося слева направо по всей ширине звуковой сцены. Удары точно локализованы по положению и перемещаются в пространстве линейно, углы между ударами одинаковы.

Первый удар слышен на первом звуковом плане с самого левого края звуковой сцены; второй чуть ближе к середине и чуть глубже; третий удар отнесён ещё чуть дальше вглубь звуковой сцены и ближе к её середине. Четвёртый удар должен восприниматься слушателем из центра звуковой сцены, в глубине, на втором-третьем звуковом плане. Допускается небольшое смещение четвертого удара вправо или влево (в пределах размера стандартного головного устройства). Пятый и шестой удары аналогичны, соответственно, третьему и второму, но с правой стороны от центра. Седьмой удар находится на первом плане в самой правой части сцены.

Максимальная оценка – 10 баллов. Арбитр может отнять 5 баллов за отсутствие четвертого удара в центре (допускается лишь небольшое смещение в пределах размера стандартного головного устройства) и/или за его плохую локализацию. Также могут быть сняты по 2 балла за каждый случай неравномерного распределения ударов по сцене (слияния) первого со вторым и/или шестого с седьмым ударов. Все 10 баллов могут быть сняты за отсутствие фронтальной сцены (звук сзади) и/или за отсутствие локализации всех ударов (их неопределённое положение, размытость) при наличии фронтальной сцены.

Часть 3. Музыкальные дорожки

Внимание! По каждой из дорожек Арбитр будет оценивать сразу несколько параметров. Внимательно изучайте руководство.

Дорожка 10

Определение микродинамики звучания и способности передавать звуковое «пространство». (расстояние до звуковой сцены и эшелонирование в глубину). Фонограмма представляет собой музыкальный фрагмент с двумя инструментами – контрабасом и ударной установкой. Запись отличается исключительно высоким качеством. Она была выполнена в большой музыкальной студии с помощью двух конденсаторных микрофонов в формате «X-Y», 24 бита / 96 кГц. Аналоговый сигнал оцифровывался сразу после микрофонов и передавался к пульту уже в цифровом виде.

Барабанщик и его ударная установка располагаются в середине не очень широкой звуковой сцены, в самой её глубине (на третьем-четвёртом звуковом плане). Контрабасист находится тоже далеко и чуть левее ударной установки. В начале фрагмента оба музыканта играют очень тихо. Тем не менее на высококачественной системе их инструменты хорошо слышны, музыка воспринимается чётко, с исключительно высокой детальностью. Звучание контрабаса ярко и полновесно. Даже на таком малом уровне громкости отчётливо слышно движение смычка по струнам и лёгкие постукивания пальцев левой руки по грифу в момент зажатия струн. При игре пиццикато контрабас звучит ясно и отчётливо, без мешающей гулкости и размытости. Удары по барабанам полновесны и упруги. «Пробежка» барабанщика по ним буквально поражает своей чёткостью и ясностью. Тарелки звучат достоверно, как при очень тихой игре музыканта в самом начале фрагмента, так и в конце, когда он играет громко.

Максимальная оценка за микродинамику – 5 баллов. Арбитр может вычесть из неё все 5 баллов в случае, если слабые удары по барабанам и тарелкам и контрабас в начале дорожки совсем не слышны. Арбитр может вычитать по 1 штрафному баллу за следующее: постукивание пальцев по грифу контрабаса при зажимании струн слышно неотчетливо, звучание контрабаса при игре смычком размыто, звук барабанов лишен упругости и полновесности, тарелки звучат недостоверно, «пластмассово».

Максимальная оценка за расстояние до звуковой сцены и эшелонирование в глубину – 6 баллов. Максимум получает система, которая отчётливо показывает, что инструменты находятся на разных звуковых планах (ударная установка дальше контрабаса), и сцена целиком формируется за пределами лобового стекла. С максимальной оценки может сниматься 1 или 2 балла, если сцена формируется слишком близко, и 1 или 2 балла, если передний и задний планы недостаточно разделены. За полное отсутствие фронтальной звуковой сцены и/или невозможность определить положение звуковых образов в пространстве снимается 6 баллов.

Дорожка 11

Определение натуральности в звукопередаче музыкальной атаки, положения и фокусировки образов на звуковой сцене по ширине (в горизонтальной плоскости) и высоте (в вертикальной плоскости).

На фонограмме представлен фрагмент соло барабанщика. Чётко выраженная локализация тарелок по направлению и глубине позволяет слушателю правильно и точно оценить пространственную расстановку всех составляющих ударной установки. Она записана крупным планом, т.е. располагается близко к слушателю по всей ширине звуковой сцены. Звучание яркое, полновесное и красивое.

В самом начале фонограммы следует акцентировать внимание на игре музыканта на барабанах. Они звучат с подчёркнутой упругостью и «мясистостью», очень динамично и привлекательно на слух. Вторая часть фонограммы акцентирована на тарелках и хай-хэте, артикуляционной чёткости их звучания и точности положения в стереопространстве. Хай-хэт расположен чуть справа от середины сцены, слегка выше малого барабана. Когда барабанщик начинает «перебивку» на тарелках, то «вторая» тарелка визуально воспринимаются слушателем правее, выше и слегка ближе хай-хэта, «третья» – чуть левее.

Далее игра музыканта переносится влево, и следующая, «четвёртая» тарелка звучит намного левее и уже заметно выше хай-хэта. Затем раздаётся удар по ещё одной тарелке, которая слышна ещё левее, выше и ближе к слушателю. За ней слышно «шестую», воспринимаемую чуть выше и глубже предыдущей, и в довершение почти одновременно звучат седьмой и восьмой удары, ещё дальше отодвинутые от слушателя в глубину и расположенные слегка ниже предыдущих. Натуральность музыкальной атаки оценивается по первой части фонограммы, фокусировка тарелок в пространстве – по второй.

Максимальная оценка за натуральность атаки – 5 баллов. Арбитр может вычесть пять штрафных баллов, если звучание барабанов одновременно тусклое, вялое, полностью лишено упругости, полновесности, «мясистости». Арбитр снимает по одному баллу за «картонные» или «пластмассовые» призвуки в звучании барабанов, призвуки «песка» при звучании тарелок или хай-хета, неприятно резкий звук тарелок, отсутствие упругости при звучании барабанов.

Максимальная оценка за ширину звуковой сцены – 6 баллов может быть поставлена системе в случае, если края сцены выходят за пределы салона. По 1 баллу за каждую сторону отнимается, если внешняя граница сцены находится в границах стойки автомобиля. И по 2 балла за каждую сторону – если внешняя граница сцены находится внутри салона автомобиля.

Максимальная оценка за высоту звуковой сцены – 5 баллов. Оценивается по первой части дорожки с акцентом на барабанах (тарелки и хай-хет в расчет не принимаются). Дополнительно по второй части дорожки оценивается подъем тарелок по вертикали. Максимальная оценка 5 баллов может быть получена, если сцена ровная по всему горизонту и находится на уровне глаз слушателя или чуть выше с явно слышимым «подъемом» тарелок по высоте справа и слева.

Арбитр может снять 3 штрафных балла, если сцена находится на уровне торпедо или ниже (оценивается по самому низкому образу с учетом паразитных призвуков, «хвостов», оттяжек к мидбасовым динамикам). В случае, если сцена находится ниже уровня глаз слушателя, но выше уровня торпедо, Арбитр мысленно делит расстояние между уровнем глаз и торпедо на три равных части и отнимает по одному баллу за каждый уровень, на который сцена опускается относительно глаз слушателя.

Дополнительно 1 или 2 балла могут быть вычтены за отсутствие или недостаточность «подъема» тарелок по вертикали.

Дорожка 12

Оценка тонального и музыкального баланса звучания системы. Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским вокалом. Качество её записи может служить образцом сбалансированности звучания. Ансамбль состоит из саксофона, рояля, электрогитары, бас-гитары и ударной установки. Инструменты расставлены в линейку совсем близко от слушателя по всей ширине звуковой сцены и воспринимаются слушателем с одинаковой громкостью.

Слева находится рояль, справа – гитара и бас. Чуть позади основных инструментов звучит ударная установка. Она записана широко, барабаны, тарелки и хай-хэт расставлены по всей ширине сцены. В центре слышен саксофон. Он должен звучать чуть ближе к слушателю, чем ударная установка. Саксофонист во время исполнения иногда явно смещается чуть-чуть вправо относительно центра.

Мужской вокал также слышен точно из центра стереокартины. В самом начале певец из глубины сцены подходит к микрофону – его голос перемещается с заднего звукового плана на передний и далее остаётся на этом месте.

Тембрально вокал звучит мягко и полновесно, с хорошим содержанием низких составляющих. Он ясен, чёток и разборчив, но ни в коем случае не резок. Рояль воспринимается наполнено, динамично, с яркой атакой и в нескольких местах акцентирован по уровню. Бас плотен, густ, очень приятен по тембровой окраске. В общей звуковой картине он находится между первым и вторым планом и не выступает вперёд. Гитара, основная роль которой в этой пьесе – аккомпанемент, визуально также расположена между первым и вторым звуковым планом. Все инструменты и вокал должны звучать с одинаковой громкостью.

Тональный (натуральность звучания инструментов) и музыкальный баланс (сбалансированность между инструментами и вокалистом по уровню) оцениваются раздельно.

Максимальная оценка за тональный баланс – 10 баллов. Арбитр вычитает по два штрафных балла за каждый ненатурально (резко, вяло, тускло, «пластмассово», с несоблюдением масштаба) звучащий инструмент или недостоверный (резкий, крикливый, без бархатности) тембр голоса вокалиста. По одному баллу может быть вычтено в случае наличия призвуков, отлетающих «хвостов» на отдельных нотах, «гудения» в области мидбасовых динамиков, локализации сабвуфера.

Максимальная оценка за музыкальный баланс – 10 баллов. Арбитр вычитает по два штрафных балла за каждый «проваленный» или наоборот, выделяющийся по громкости инструмент или голос вокалиста.

Дорожка 13

Оценивается линейность звукового тракта по уровню громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа. Фонограмма содержит высококачественную запись симфонического оркестра, выполненную в помещении Большого зала московской консерватории. Запись изначально цифровая (звуковой сигнал оцифровывался непосредственно после микрофонов) в формате 24 бита/96 кГц и после мастеринга приводилась к стандартному формату компакт-дисков 16 бит/44 кГц.

По замыслу звукорежиссёра, слушатель находится где-то в центре зала, оркестр, соответственно, находится от него на некотором отдалении. Музыкальное произведение должно звучать объемно, с явным ощущением воздушности.

Приведённый фрагмент состоит из четырёх основных частей, отличающихся друг от друга уровнем громкости и динамикой. Первая часть звучит совсем тихо (piano pianissimo), вторая – тихо (piano), третья – громко (forte), и четвёртая, соответственно, очень громко (forte fortissimo). Все эти фрагменты должны восприниматься слушателем одинаково натурально, что можно определить по ряду маркеров.

В первой части пиццикато группы струнных инструментов звучит очень тихо, но при этом должно быть чётким и ясным, Арбитр свободно и чётко различает «щипок» пальцев музыкантов.

Во второй части фонограммы солирующие медные инструменты легки, отчётливы и хорошо локализованы, расставлены по местам.

Третья и четвертая, наиболее громкая часть фонограммы особенно сложна для звукового тракта. Здесь оркестр звучит очень мощно. Вступает группа виолончелей и контрабасов, придающих звучанию оркестра грандиозность и монументальность. На слух кажется, что общее звучание как бы разворачивается перед слушателем, сцена чуть приподнимается вверх. Восприятие большого количества струнных и духовых инструментов должно быть полифоничным – оставаться чистым и натуральным. Разборчиво и отчётливо должны быть слышны не только струнные и духовые группы, но и отдельные инструменты в них. Хороший по динамике звуковой тракт передаёт эту часть фонограммы легко, музыкально и динамично. Звучание не должно восприниматься «замыленным», сливаться в общее «облако», наполненное инструментами, быть кашеобразным.

Максимальная оценка за линейность – 10 баллов. По два балла – первый и второй фрагменты, по три – третий и четвертый. Арбитр может снять один, два или три балла за каждый фрагмент, звучание которого не соответствует описанию. Первый фрагмент – баллы снимаются за неразборчивость, вялость, замыленность пиццикато на самой тихой части вступления. Второй фрагмент – за ненатуральность или плохую локализацию медных инструментов. Третий и четвертый – за недостаток динамики, легкости, недостаточное увеличение громкости или наоборот, наличие перегрузок, неразборчивость, слияние инструментов в «кашу».

Дорожка 14

Дорожка для оценки качества звучания самых низких звуковых частот. Фонограмма содержит девятисекундный отрывок звучания симфонического оркестра, в котором содержится запись большого оркестрового (турецкого) барабана, имеющего очень низкий регистр. Его можно услышать только с помощью сабвуфера, натурально воспроизводящего самые низкие звуковые частоты 20 – 25 Гц. Для удобства судейства отрывок повторяется три раза подряд, и турецкий барабан вступает на дорожке с 3-й, 17-й и 32-й секунды.

Максимальная оценка – 3 балла. Максимум может быть поставлен, если явно ощущается, что с указанных секунд в звучание оркестра каждый такт добавляется явно различимый низкий басовый удар, и при этом отсутствуют паразитные призвуки и локализация сабвуфера или явная оттяжка сцены назад. Три штрафных балла могут быть сняты при отсутствии такого басового удара, один или два балла – за посторонние призвуки и (или) локализацию сабвуфера с оттяжкой сцены назад.

Партнеры