clear

Правила оценки аудиосистем External Sound Quality Competition 2023

Внимание! Оценочный материал можно скачать ЗДЕСЬ.

Концепция External Sound Quality Competition

Принято считать, что качественный автомобильный звук по назначению и своей концепции ближе всего к домашним аудиосистемам: в большинстве случаев предполагается, что один человек (обычно это водитель) слушает музыку со своего места на относительно невысокой громкости, при этом система строится так, чтобы получить максимальную достоверность передачи музыкальной информации, заложенной в записи.

Такой «камерный» подход к построению аудиосистем, безусловно, близок нашему Клубу, однако он не дает возможности в полной мере почувствовать атмосферу больших концертов, например, на открытом стадионе, на фестивальной площадке или, к примеру, в клубе.

ESQC - соревнования по качеству звучания для автомобилей, способных озвучивать открытое пространство с максимальным качеством, достоверностью и эффектом вовлеченности.

Требования к системам

Главное требование к аудиосистеме – все её компоненты должны быть закреплены к кузову автомобиля и потреблять электричество от собственной бортовой сети. Допустимо использование в качестве источника аудиосигнала и/или для управления системой незакрепленных выносных пультов, телефонов, стримеров, связанных с системой посредством беспроводного соединения.

Для обеспечения максимально равных условий состязания, участники делятся на три класса в зависимости от степени модификации автомобиля и размера озвучиваемого пространства, что влияет на расстояние, с которого осуществляется оценка. Инсталляция оценивается только по критериям безопасности в соответствии с Правилами Клуба и на предмет соответствия выбранному Участником классу.

ESQC Picnic (Пикник)

Класс рекомендован преимущественно для Участников, чья аудиосистема способна озвучить небольшое пространство перед автомобилем, что соответствует уровню пляжной вечеринки или пикника.

Минимальное расстояние до точки прослушивания в этом классе – 5 (пять) метров, максимальное ограничено 10 (десятью) метрами.

Автомобиль, заявленный в класс Пикник, должен быть пригоден к использованию в качестве повседневного средства передвижения с сохранением штатных сидений в салоне автомобиля в стандартном положении (включая второй ряд сидений). Все элементы инсталляции не могут располагаться вне пределов кузовных элементов транспортного средства. Выдвижные и раскладные конструкции в данном классе запрещены. Акустика, задействованная в воспроизведении тестового материала, должна быть установлена в дверные карты передних и (или) задних дверей автомобиля, и (или) в крышку (дверь) багажного отделения не выше нижней границы линии дверных стекол. Допускается установка средне или высокочастотных излучателей в торпедо, передние стойки, уголки дверей в районе зеркал. Низкочастотные излучатели (сабвуферы), расположенные в багажном отделении, не должны быть установлены выше уровня остекления салона и (или) багажника (по верхней границе корпуса). Исключением является установка сабвуферных динамиков в полку под задним стеклом. Включение акустики в дверях багажника совместно с акустикой в остальных дверях разрешается, при условии, что такая акустика установлена не выше нижней границы линии дверных стекол, за исключением случаев, когда акустика установлена в штатную крышку багажного отсека, открывающуюся вверх.

ESQC Party (Вечеринка)

В данном классе могут участвовать автомобили, способные громко и качественно озвучить пространство около автомобиля в границах от 10 до 20 метров.

В данном классе разрешены любые модификации автомобилей, связанные с установкой аудиосистемы, в том числе подключение компонентов, потребляющих напряжение 220В через инвертор, а также установка акустики выше нижней границы остекления, размещение низкочастотных динамиков в пассажирском салоне вне дверей и вместо задних сидений, размещение динамиков на выдвижных, подъемных и других дополнительных конструкциях. Допустимы съемные конструкции, выходящие за пределы кузовных элементов, а также изменения в кузов автомобиля, связанные с установкой аудиосистемы при условии, что это не противоречит к требованиям безопасности при эксплуатации ТС.

Минимальное расстояние для оценки – 10 метров, максимальное – 20 метров.

Методика оценки

Двигатель транспортного средства во время оценки может быть заведен или заглушен в соответствии с пожеланиями участника. Во время оценки могут быть открыты любые двери и(или) крышка багажного отсека. Расстояние для прослушивания тестового материала выбирается участником в рамках ограничений для каждого класса.

За каждый один метр расстояния до точки прослушивания сверх минимального, предусмотренного для классов Solo и Picnic, участнику начисляется 1 дополнительный балл.

За каждые два метра расстояния до точки прослушивания сверх минимального, предусмотренного для класса Party, участнику начисляется 1 дополнительный балл.

Оценка осуществляется двумя арбитрами последовательно или одновременно из положения стоя или сидя, по выбору участника исходя из возможности более полно раскрыть положительные стороны звучания аудиосистемы.

Управление аудиосистемой (регулировка громкости, переключение дорожек) осуществляется участником. Участник во время процедуры оценки обязан находиться рядом с автомобилем, либо при наличии возможности, рядом с местом прослушивания, но не вмешиваясь, при этом, в работу арбитров.

Возможность управления системой непосредственно с места прослушивания поощряется начислением 1 бонусного балла.

Оценка производится по оригинальным тестовым дорожкам, каждой дорожке соответствует один или несколько оценочных пунктов. Для каждого пункта в протоколе по умолчанию выставлена максимальная оценка (за исключением пункта оценки громкости). За каждый выявленный недочет или ошибку Арбитр отнимает от максимальной оценки количество баллов, предусмотренное Руководством для каждого конкретного случая. Все сомнения и/или противоречия трактуются в пользу Участника.

Дорожка 19. Intro

Первая короткая композиция – это приветствие, введение в диск. Она не используется для формальной оценки аудиосистемы. За время её звучания Арбитр может приготовиться к оценке – принять удобное положение, приготовить протокол оценки и включить прибор для измерения уровня звукового давления в ходе выставления громкости.

Дорожка 20. Уровень громкости.

Оценка начинается с установки уровня громкости. Отличие ESQC от других форматов состоит в том, что для оценки аудиосистем предусмотрена минимально возможная громкость воспроизведения тестового материала 88 дБС.

Арбитр производит измерение, а Участник выставляет громкость с использованием дорожки с записью розового шума с диска SQC Russia.

Измерение производится с помощью специального оборудования, предназначенного для точного определения уровня звукового давления при включенном взвешивающем фильтре «С» в точке прослушивания, выбранной участником.

Максимальная оценка – 10 баллов.

Если система не способна достичь при измерении указанного уровня громкости в 88 дБС, Арбитр вычитает по 2 штрафных балла за каждый дБС ниже минимального уровня.

Дальнейшая оценка может проводиться на громкости равной или большей минимально допустимой (по желанию участника).

Если система способна достичь минимально допустимой громкости в точке прослушивания, но участник, по каким-либо причинам сам желает, чтобы Арбитр проводил оценку на более низкой громкости, Арбитр также вычитает по 2 штрафных балла за каждый дБС ниже уровня 88 дБС.

После фиксации уровня громкости, выставленной Участником и на протяжении всей процедуры оценки аудиосистемы, громкость остаётся неизменной.

По желанию Организатора может быть проведена оценка удовольствия от прослушивания аудиосистем независимой группой оценщиков из числа зрителей в количестве не более пяти человек. Располагается такая группа непосредственно за производящими оценку арбитрами, на расстоянии от них не менее одного метра, так, чтобы исключить возможность их влияния на работу арбитров.

Каждый из независимых оценщиков выставляет оценку от 0 до 2 баллов за удовольствие от прослушивания системы. Результат всех независимых оценщиков суммируется и плюсуется к сводной оценке арбитров или же организатором учреждается отдельный приз.

Остальные взаимоотношения между участниками и арбитрами, в том числе касательно процедуры оценки, регламентируются правилами Клуба в действующей редакции.

Оценка качества звучания осуществляется путем прослушивания уникального тестового материала ESQC. Для оценки Удовольствия от прослушивания Участник использует бонусную дорожку по своему выбору, подчеркивающую, на его взгляд, достоинства звучания аудиосистемы.

Дорожка 21. Правильность подключения (10-0 баллов)

Музыкальный фрагмент, в котором сначала играет только левый канал, затем только правый, затем оба канала в режиме моно, затем каналы в противофазе, и в завершение – обычное стерео.

Если система проходит проверку, в протоколе выставляется 10 баллов.

 

Если же обнаруживаются проблемы подключения (например, перепутаны каналы или динамики подключены в неправильной полярности), об этом сообщается участнику.

 

Участник принимает решение о продолжении оценке системы, и, если оно положительное, в этом пункте снимается 10 баллов.

Дорожка 22. Параметры звуковой сцены (12-0 баллов)

Позиции (от 8 до 0 баллов) Дорожка представляет собой запись голосов, которые локализуются в разных точках звуковой сцены по всей ее ширине и глубине.

Ширина звуковой сцены. Под шириной в данном случае расстоянием между её слышимым левым и правым краями с привязкой к габаритам автомобиля.

Центр – точка расположенная на равном расстоянии от краев сцена.

За каждую из трех позиций (левый край, центр, правый край) по умолчанию выставляется оценка 2 балла.

1 Балл снимается за нечеткую локализацию голоса в правильной позиции, 2 балла – за отсутствие голоса в правильной позиции.

Дополнительно по 1 баллу за каждый крайний образ может быть начислено, если такой образ выходит за пределы элементов кузова (включая открытые двери).

Глубина звуковой сцены (от 2 до 0 баллов). 1 балл снимается за недостаточную глубину, 2 балла – за абсолютно плоскую сцену.

Высота звуковой сцены (от 2 до 0 баллов). Под высотой сцены понимается воображаемая высота, с которой звук слышится по всей ширине сцены на одной горизонтальной линии.

Максимальную оценку получает стабильная сцена, находящаяся на уровне глаз слушателя и(или) выше.

2 балла снимается, если сцена в нижней точке находится на уровне бампера или ниже;

1 балл – если высота сцены в нижней точке находится в границах между уровнем глаз и бампером.

Дорожка 23. Seminaarinmäen Mieslaulajat «Taina» (10 – 0 баллов)

"Мужской хор Семинаринмяки" - мужской хор из семнадцати человек, исполняющий хоровую музыку с элементами рока и поп-музыки. Большинство певцов имеют академическое образование. Участники хора выстроены в ряд по всей ширине сцены, вокалист находится в центре и выдвинут вперед. Особенность записи такова, что хор, исполняющий басовые партии и солист записаны одинаково по уровню громкости. Запись четко передает ощущение пространства большого помещения. Все голоса находятся на одной линии по горизонту, края сцены не должны сваливаться вниз.

В случае сваливания краев сцены вниз, арбитр вычитает из общей суммы по 1 или 2 балла за каждую сторону.

1 или 2 балла могут быть сняты в случае плоской сцены, если солист и хор стоят на одном плане или близко друг к другу.

Если бас превалирует над солистом по громкости, «забивает» его, Арбитр может начислить до 2 штрафных баллов.

Если басовые партии недостаточно артикулированы и невыразительльны Арбитр может начислить до 2 штрафных баллов.

Если при этом, на басовых партиях присутствует гудение, то до 4 штафных баллов.

Дорожка 24. Quadro Nuevo “El Choklo”
(16-0 баллов)

Танго, впервые представленное в 1903 году в Буэнос-Айресе в исполнении современного джазового акустического квартета. Запись крайне сложна для воспроизведения даже на домашних аудиосистемах, изобилует мелкими деталями, послезвучиями и стереоэффектами, и может использоваться для оценки звучания по всему диапазону и общего музыкального баланса.

НЧ. Звучание контрабаса на всем протяжении пьесы должно быть полновесным и натуральным, но при этом четким, с яркой атакой, без гудения низкочастотных динамиков.

Максимальная оценка за контрабас – 3 балла.

1 балл может быть снят за недостаточность атаки, вялость.

2 балла – за избыток низких частот, тяжеловесность.

3 балла – откровенное гудение, привязка к динамикам.

СЧ. Саксофон звучит примерно с 30 секунды композиции и отличается ровным бархатным звучанием, без резкости и крикливости.

Максимальная оценка 2 балла.

1 балл может быть снят за недостаток бархата в звуке.

2 балла - за неприятное резкое звучание.

ВЧ и микродинамика. Оценивается натуральность звучания металлических инструментов: тарелок, струн (особенно на пиццикато) и слышимость различных мелких, едва различимых деталей, разбросанных по всему времени звучания дорожки.

Максимальная оценка в 3 балла может быть снижена за легкую неестественность звучания тарелок (глуховатость, либо излишнюю яркость), неразличимость пиццикато, провал (отсутствие звука) в центре звуковой сцены при плавном равномерном перемещении звучания слева направо по всей сцене с отчетливым затуханием (на 2м. 10 с.)

Оценка за цельность и музыкальный баланс – 8 баллов.

По 2 штрафных балла могут быть сняты за каждый «проваленный» или наоборот, выделяющийся по громкости инструмент.

Дорожка 25. Keb Mo “Dirty low down and bad” (10-0 баллов)

Классическая блюзовая композиция от музыканта и мультиинструменталиста, много путешествовавшего вверх по реке Миссисипи и которого описывают как «живую связь с оригинальным Delta blues». Музыка наполнена сумасшедшей энергетикой, но в то же время запись богата различными нюансами, особенно в верхнем диапазоне. При оценке следует обратить внимание на звучание гитарных струн. Они должны звучать естественно, полновесно, пронзительно, но не резко, при этом разница между металлическими и лавсановыми (синтетическими) струнами должна быть отчетливо слышна.

1 или 2 балла могут быть сняты за резкое, режущее слух, или наоборот, тусклое и вялое звучание струн.

3 балла – если металлические и синтетические струны звучат абсолютно одинаково.

Голос вокалиста, имеющий, как и голоса многих классических блюзовых исполнителей, бархатное низкое звучание с легкой хрипотцой.

За недостоверный (резкий, крикливый, лишенный бархатности) тембр голоса вокалиста могут быть сняты 1 или 2 балла.

Главное, что оценивается в этой композиции, – чувство погружения в музыку, желание пританцовывать под музыку, отбивать ритм, разделяя эмоции, которые передает исполнитель.

Бас-гитара должна звучать артикулировано и полновесно. Не должно быть гудения и дополнительных призвуков.

Максимальная оценка по этому пункту – 2 балла.

Несмотря на то, что оценка за вовлеченность может быть субъективной, это важный показатель качества звучания аудиосистемы.

Максимальная оценка по этому пункту – 3 балла.

Максимальную оценку получает система, способная громко чисто без искажений во всём диапазоне воспроизвести блюзовую композицию.

Баллы снимаются за отсутствие целостности подачи музыки, недостоверные атаку и затухания, окрашенность звучания, отсутствие эмоциональности в звуке.

Бонусная дорожка (0-10 баллов)

Бонусные дорожки предоставляют возможность Участнику полнее раскрыть возможности системы перед Арбитром и зрителями. Выбор музыкального материала остаётся за Участником – он может выбрать бонусную дорожку с диска, либо предоставить любой другой материал на собственном носителе и по своему выбору.

При выборе бонусной дорожки участник обращает внимание на параметры, которые способны выгодно подчеркнуть особенности звучания его системы.

Оценка за бонусную дорожку выставляется по принципу, обратному оценке обязательного материала.

Общая сумма не может превышать 8 баллов.

За каждый компонент звучания, выгодно отличающий систему участника, ему присуждается 2 балла:

·        Высокую неискаженную громкость.

·        Передача эмоций, вовлечённость.

·        Драйв, динамика.

·        Физическое ощущение ритма, тактильность.

Способность передавать звуковые нюансы, разборчивость.

Партнеры